29 февраля 2008 года. 09:03

Святыни Вологодчины: Михайло-­Архангельский монастырь

Древнейший монастырь Вологодчины — Михайло­Архангельский, что в Великом Устюге.
Сам Устюг впервые упоминается в летописи в 1207 году среди городов, отданных князем Всеволодом Большое Гнездо в удел одному из своих сыновей. Но по всей вероятности, город был основан много раньше — летописец, сообщая об основании монахом Киприяном в 1212 году Михайло­Архангельского монастыря, указывает, что место было выбрано «за острожной осыпью» (вне городских стен). Участок, выбранный Киприяном для строительства монастыря, представлял собой в то время невысокий холм, расположенный среди заболоченной долины у семи небольших озер. В 1438 г. одновременно со строительством первых укреплений городского посада монастырь был обнесен новой деревянной стеной, а его главные ворота получили форму проездной четырехугольной крепостной башни с тремя рядами бойниц. Общая территория монастыря в древности была значительно меньше современной, а сам монастырь в тревожный и полный военных событий период XV — XVI вв. представлял собой надежную крепость, способную к длительной самостоятельной обороне. Основные каменные сооружения монастыря, сохранившиеся до наших дней (от древнего деревянного Устюга ничего не сохранилось), относятся к середине ХVII века. Композиционный центр архитектурного ансамбля — монументальный пятиглавый Михайло­Архангельский собор с высокой шатровой колокольней, построенный на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653 — 1656 годах. Внешний облик собора отличается строгостью и простотой, лаконизмом декоративного убранства. На паперти собора сохранились четыре разновременные росписи. Уникальной является стенопись рубежа XVII — XVIII вв., называющаяся «Притчи старческие», назидательные сюжеты которой показывают путь духовно­нравственного совершенствования монаха.

Михайло­Архангельский монастырь был крупным центром феодального землевладения и относился к числу наи­более богатых монастырей северного края. Наряду с культовыми и жилыми зданиями ему принадлежали разнообразные хозяйственные и служебные постройки, а также обширные сады, огороды, рыбные пруды и другие угодья, располагавшиеся не только в самом монастыре, но и за его пределами в окрестностях города и на территории городского посада. Кроме того, монастырь владел многочисленными деревнями, мукомольными мельницами и заимками как в Устюжском уезде, так и в других районах Русского Севера, в Приуралье и даже в Сибири.

Ведущий раздела «Православие» Сергей Комлев
№37(22200)
29.02.2008

Источник: Газета «Речь»