Православное богослужение
Задача богослужения и духовного пения — помочь человеку молиться
В сегодняшней беседе профессор Московской духовной академии Алексей Ильич ОСИПОВ отвечает на несколько распространенных вопросов, касающихся православного богослужения.
— Как вы относитесь к тому, чтобы перевести богослужение на современный русский язык? Многие прихожане жалуются на то, что не понимают читаемых в православных храмах молитв и отрывков из Библии.
— Я не согласен ни с теми, которые ратуют за полный перевод литургии на русский язык, и ни с теми, кто стоит за полную неизменяемость славянских текстов. История русского богослужения и русской книги показывает, что на протяжении веков постоянно происходила адаптация текста. Слова, которые выходили из употребления или приобретали иной смысл, заменялись на благозвучные славянские слова. С началом книгопечатания процесс сильно замедлился (сами понимаете, слово печатное имеет другую силу), но адаптация продолжалась. Сейчас этот процесс приостановился. Я считаю, что перевести богослужение на современный язык можно было бы, но только одному человеку — Пушкину. Пушкин бы перевел так, что мы были бы в восторге. Посмотрите на его стихотворение «Пророк» — не понять, чего там больше, русского или славянского, но это изумительно. Почему никому не пришло в голову предложить ему перевести Псалтирь, это было бы превосходное произведение! А кроме Пушкина — избави Бог!
Славянский язык, конечно, изумителен, — это глубина и красота; нынешний разговорный русский язык уступает ему очень сильно. Поэтому я против того, чтобы вдруг перевели на эту «грубятину» великолепный славянский язык. Но я и против того, чтобы не сметь совсем коснуться этого языка, — надо адаптировать богослужебный текст. Так что я за адаптацию текста, но для этого нужна компетентная комиссия.
— Допустимо ли простому прихожанину просить священника не злоупотреблять скороговоркой?
— У нас сложились порой странные отношения между прихожанином и священником. Мы не случайно называем священника «отцом», отношения с ним должны быть семейные. Но если мы видим нечто, препятствующее нашей христианской жизни, мы должны об этом сказать, в этом нет ничего особенного. Мне странна эта нецерковная атмосфера, когда мы боимся священнику (и уж тем более архиерею) чтонибудь сказать. Вся суть в том, как сказать. Можно — с пониманием и сочувствием, а можно — резко и непочтительно. И говорить не только можно, но и нужно, иначе подчас теряется очень многое из проповеди, из назидания.
— Можно ли в православном богослужении заменить церковное пение отчетливым размеренным чтением для лучшего понимания молитвословий?
— Здесь нельзя, как в математике, дать готовое решение. Все не так просто. Задача богослужения и духовного пения — помочь человеку молиться. Есть церковная обиходная музыка, она хороша тем, что не отвлекает человека. И потом, мы все привыкли, что наше богослужение сопряжено с пением. Можно попробовать провести эксперименты на отдельном приходе, заменяя музыку речитативом, и то не сразу, а постепенно увеличивая процент чтения и уменьшая долю пения. Есть много вариантов помочь людям участвовать в богослужении.
Я сам пел десятки лет в хоре, недавно ушел только потому, что возникли проблемы со связками. И заметил, что в хоре молиться очень трудно, почти невозможно. Легче, когда за богослужением поют два хора, да и то если регент (руководитель церковного хора — ред.) не развращает хора, запрещает болтовню. А то получается так: отпели, а затем — антракт, это ужасно. Поэтому главная задача регента — даже не управление хором в музыкальном плане, а управление хористами в плане духовном. Не должно быть никаких криков, спевок во время богослужения, если хотите, почти никаких замечаний хористам, кроме самых необходимых. Должна быть предельно благоговейная обстановка на клиросе.
К великому сожалению, часто бывает не так. Таков грешный человек, подними его над другими на одну ступеньку, на один сантиметр, и он уже вовсю командует на приходе. На клиросе поют три человека, а дирижер машет руками, ругается с певцами, оскорбляет — какая беда! Главная задача регента — быть примером того благоговения, которое необходимо для каждого верующего человека, находящегося в храме. А если нет благоговения, то весь хор с его музыкой — вон из храма.
Насчет речитатива скажу, что мысль это хорошая. Святые Отцы вообще запрещают сладкозвучие, псалмопение было подобием речитатива, чтение нараспев. Это хорошо, достичь этого непросто, но можно было бы стремиться к этому.
— Может быть, вы знаете, почему пение так укоренилось за богослужением? Не по немощи ли человеческого ума, который жаждал слуховых чувственных услаждений?
— Думаю, что виноват не столько ум, сколько наше сладострастие, когда мы действительно стремимся усладить наш слух, ищем наслаждения и развлечения. Както американцы на одной встрече сказали: «У нас все должно развлекать». Мы спросили: «Что, и на богослужении?» — «Да, и на богослужении, иначе люди перестанут посещать храмы».
Я сначала изумился, а потом почесал в затылке, подумал: «А у нас как?» — и замолк. Надо понимать значение богослужения, следить за своим духовным состоянием. Ктото приходит на клирос, чтобы отпеть службу, то есть исполнить послушание, а ктото приходит всетаки помолиться, хоть немножко, урывками, но помолиться. Поэтому я против пения сложной музыки в храме, она отвлекает душу. Простое пение хорошо тем, что помнишь о Боге.
Это всегдашнее искушение: чуть хор становится больше, как сразу регенты стараются дать сложное пение. Оно, конечно, интересно, но лучше бы устроить такой концерт гдето, но не петь так во время богослужения. Вообще, понятия «богослужение» и «концерт» разнятся как Христос и антихрист. А уж «концерт» на запричастном — вообще немыслимо, это насмешка над богослужением. Весь суточный круг богослужения сводится к литургии, а вся литургия — к причащению. И вот когда люди собираются причащаться, с клироса им грянут «концертом»! Это какоето надругательство над богослужением.
— Может ли в церковном пении молитва иметь свою динамику, свое движение, или она должна быть ровной?
— Вероучительные постановления Вселенских соборов в нашей богословской литературе называются греческим словом oros, это слово происходит от слова ori, что значит «пределы, границы». Церковь задает некоторые пределы, за которые выходить нельзя. Это же относится к характеру молитвы. Обратите внимание на наши древние церкви, там оконца узенькие, маленькие, чтобы в храме был полумрак, все приглушенно, все способствовало тишине, молитве, укрытию себя от лишних взоров.
Напротив, взгляните на западную архитектуру, особенно позднейшее храмостроительство, как, впрочем, и на иные наши современные храмы: большие окна и такие огромные люстры, что иконостаса не видно. А как же? Придет городничий с лентой, городничиха в новых нарядах, придут не для молитвы, а себя показать. Истинная же молитва творится в тиши, в глубине, в мире, а не в громе, молнии и потрясениях.
Древнерусское знаменное обиходное пение — ровное, без страсти. Самая ужасная вещь, когда в пении начинается страсть: слушаешь — и непонятно, поют или не поют, вот взяли чуть громче, ага, поют «Херувимскую», а потом как грохнут «Яко да Царя» так, что штукатурка посыплется. Где страсти, там нет Бога.
В пении должно исходить из духа молитвы. Динамика молитвы — внутри человека: молитва может быть более или менее рассеянной, горячей со слезами, а может быть и теплохладной, а иногда же стоишь, как столб дубовый, и себя ничем не пробьешь… Пение должно способствовать правильному настрою души, трепету пред Богом.
Ведущий раздела «Православие» Сергей Комлев
№37(22200)
29.02.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →