29 февраля 2008 года. 09:03

Чего ждет страна?

Вот уже пять лет подряд в Корпоративном университете «Северсталь» отмечается День политического консультанта — профессиональный праздник политологов, политтехнологов, политсоветников. И каждый год к этому дню здесь приурочивается «круглый стол», за которым собираются ведущие вологодские политологи и социологи, представители политических партий и СМИ, чтобы обсудить наиболее значимые на данный момент политические и общественные проблемы. На этот раз центральной темой обсуждения стало главное политическое событие года — выборы президента Российской Федерации.
Что называется, «для затравки» социолог Альбина Мехова ознакомила собравшихся со свежими рейтингами кандидатов в президенты — общероссийскими и местными. Избирательное законодательство не позволяет нам опубликовать их целиком (этот запрет вступает в силу за 5 дней до выборов), но социологические выкладки, дающие представление о превалирующих предвыборных настроениях в обществе в канун 2 марта, под этот запрет не попадают. По словам Альбины Меховой, общий социальный фон, на котором проходит нынешняя предвыборная кампания, — вполне благоприятный. Это означает, что политическая и экономическая стабильность, достигнутая в по­следние годы, действует на большинство избирателей умиротворяюще. Избиратели не выдвигают к будущей верховной власти радикальных требований, напротив — запрос на продолжение нынешнего курса, запрос на стабильность сегодня превалирует над другими общественными настроениями. И для подавляющего большинства россиян этот запрос связан с кандидатом в президенты Дмитрием Медведевым. С другой стороны, как свидетельствует социология, общество хочет перемен, естественно к лучшему, и верит, что эти надежды тоже связаны с Медведевым. «Кандидат надежды» — такое определение сегодня больше всего подходит безусловному фавориту предвыборной гонки. Итак, главная фигура на предстоящих выборах — более чем очевидна. Обратная сторона этой «медали» — самоуспокоенность части избирателей, что может негативно отразиться на явке в день голосования. Насколько важен ее уровень и почему? С этого и началась дискуссия за «круглым столом» в Корпоративном университете.

Дмитрий АФАНАСЬЕВ, директор Корпоративного университета «Северсталь», политолог, ведущий «круглого стола»:

— Важно отметить международный аспект этих выборов. Никогда еще западные СМИ не освещали российские выборы в таком негативном ключе, там твердят: «Их результат предрешен». Но что именно предрешено? Насколько важен уровень поддержки Медведева для его восприятия, в случае избрания президентом, за рубежом? Насколько это серьезно?

Михаил СТАВРОВСКИЙ, директор СБК ЧерМК ОАО «Северсталь»:

— На мой взгляд, явка избирателей 2 марта очень важна. Интрига вот в чем: будет ли после президентских выборов продолжен тот курс, который восемь лет проводил президент Путин и который поддерживает подавляющее большинство россиян, ощутивших на себе перемены к лучшему? Перед новым президентом стоят серьезные внешние вызовы, и поддержка общества очень важна для того, чтобы успешно на них ответить.

Михаил БАНЩИКОВ, депутат Государ­ст­вен­ной Думы РФ:

— Запад видит только то, что хочет видеть. Западу не нужна сильная Россия, возглавляемая сильным президентом. Почему необходима высокая явка? Чтобы будущий президент мог разговаривать с Западом с позиции человека, которого избрала вся страна.

Георгий ШЕВЦОВ, депутат Государственной Думы РФ, лидер ВРО партии «Единая Россия»:

— Надо отдавать себе трезвый отчет в том, что нынешние выборы — уникальные, не было в России еще таких выборов. Мы никогда не избирали главу государства при уходящем президенте, имеющем колоссальный рейтинг доверия. Рядом с Путиным сегодня поставить некого. В то же время я не согласен с теми, кто говорит о безальтернативности нынешних выборов. Кто мешал принять участие в избирательной гонке другим значимым российским политикам?

Если рассмотреть программы всех нынешних кандидатов в президенты, то два из них (Богданова я просто рассматривать не буду), Зюганов и Жириновский, это — ветераны российской политики. Свои тезисы они повторяют из года в год, из кампании в кампанию. Я, например, с большим уважением отношусь к Жириновскому­политику. Но представить его президентом России? Он же предлагает все снова у кого­то забрать и переделить. То же самое говорит и Зюганов. Если такая «программа» начнет выполняться, в стране немедленно наступит дестабилизация. Четкая и разумная программа есть только у Медведева, с ней он выступил недавно на Красноярском форуме. Если взять это выступление и внимательно прочитать, там есть ответы на все важнейшие и актуальные во­просы: по малому бизнесу, по борьбе с коррупцией, по сокращению административного аппарата, который сегодня невероятно раздут. Только тогда люди будут больше доверять власти. Путин частично вернул это доверие. Путин вернул россиянам чувство собственного достоинства, за одно это ему нужно памятник поставить. Медведев — политик несколько иного плана: более либеральный, на основании предложенной Путиным программы стратегического развития России он готов идти дальше, и я ему верю. Потому что я верю Путину. Так же, судя по опросам, рассуждает и большинство избирателей. Раньше, за исключением последних лет, выборы в России были национальной катастрофой: правительство не работало, гадая, кто придет в Кремль, никто не был уверен в завтрашнем дне. Сейчас все по­другому. Нам не нужны революции и перестройки, нам необходимо стабильное развитие.

Михаил СТАВРОВСКИЙ:

— На самом деле новому президенту выпадает очень тяжелая миссия. Да, власть с Путиным во главе за последние годы накопила неплохие ресурсы. Но ведь и задачи перед нами стоят глобальные. И самая важная и самая непростая — поднять к 2020 году, как было заявлено Путиным, производительность труда в четыре раза. По­скольку нефтедоллары могут рано или поздно закончиться.

Владимир КАСЬЯНОВ, зам. губернатора Вологодской области:

— Реальная политика (я хоть и не люблю политолога Глеба Павловского, но этот его термин считаю очень удачным) существенно отличается от «бумажной». Когда Владимир Путин только стал президентом, у него почти не было реальных властных ресурсов. Вспомните, что он сказал в сердцах летом 2000 года на встрече с родственниками моряков, погибших на подлодке «Курск»: «У нас ничего нет, ничего!» Но Путин сумел за эти годы вернуть власти реальные рычаги управления страной. Теперь нет угрозы ее распада, как это было в конце 90­х. Сегодня акценты несколько иные. Путин и Медведев в своих недавних выступлениях фактически продекларировали: жизнь хороша сегодня, а не в «светлом будущем». Поэтому повысить качество жизни, создать для нее нормальные условия необходимо здесь и сейчас. И это тоже — реальная политика.

Дмитрий АФАНАСЬЕВ:

— Подводя некий итог состоявшейся дискуссии, хочу отметить некоторые моменты. Эти выборы — важный рубеж, рубеж нового этапа в развитии нашей страны, нашей области. Новому президенту придется столкнуться с новой реальностью, новыми вызовами. Это и реальность такого своеобразного «двоевластия», я имею в виду вероятный будущий тандем Путин — Медведев. Реальность повышенных ожиданий со стороны населения. И вместе с тем это реальность проблем, стоящих перед Россией в перспективе. И проблемы эти невозможно решить без привлечения общества к их обсуждению, к участию в их решении. Потому что с ними невозможно справиться только силами громоздкого государственного бюрократического аппарата. Должна быть найдена какая­то новая формула общественного договора, подключающая к достижению главных задач и широкие народные массы, и бизнес, и государство, и интеллектуальную элиту. Чтобы была не просто поддержка или имитация этой поддержки, а взаимопомощь. Я тоже причисляю себя к тем, кто связывает с новым президентом большие надежды.

Сергей Комлев
№37(22200)
29.02.2008

Источник: Газета «Речь»