Россия, в которой мы хотим жить
2 марта, когда состоятся выборы президента, станет для России важной вехой. С одной стороны, будет подведена своего рода черта под 8летни периодом президентства Владимира Путина, который условно можно назвать периодом «собирания страны и концентрации сил». С другой, откроется новая страница в российской истории.
Очень хотелось бы надеяться, что этот этап позже назовут периодом «глобального прорыва». За счет чего можно достичь такого прорыва, чего россияне ожидают на ближайшую и более отдаленную перспективу? Сегодня наши собеседники: первое властное лицо в области — губернатор Вячеслав Позгалев; политик — депутат Государственной Думы, лидер ВРО партии «Единая Россия» Георгий Шевцов; социолог и политолог — директор Корпоративного университета «Северсталь» Дмитрий Афанасьев; выразитель гласа народа — наш читатель Сергей Бурков, рабочий цеха УЖДТ ЧерМК, член профкома, победитель конкурса «Речи» на самый точный прогноз по явке на думских выборах.
— Каковы сегодня ожидания людей от власти? Назовите самый мощный, по вашему мнению, общественный запрос.
Вячеслав ПОЗГАЛЕВ:
— Если откровенно, то сегодня наше общество — аполитично, что лично меня очень тревожит. Я думаю, это связано с тем, что жизнь налаживается, люди больше сосредоточены на решении своих собственных проблем и меньше интересуются проблемами общественными и государственными. В этой успокоенности, на мой взгляд, кроется серьезная угроза, что этой «тишиной» могут воспользоваться деструктивные силы, которые, как правило, несмотря на свою малочисленность, очень активны. В отличие от основной массы населения. В истории России полно примеров, как такие деструктивные силы взрывали обстановку в стране: так было в 1917 году, в 1991 и 1993. Так что нынешняя тишина — тревожная. Россияне в абсолютном большинстве не очень надеются на власть и не особо ее тревожат, за исключением какихт мелких бытовых проблем (дворы, крыши, подъезды), так называемой текучки.
Что касается более сознательной части общества, отличающейся выраженной гражданской позицией, — конечно, она хотела бы сохранения стабильности. Потому что стабильность позволяет развивать экономику, в том числе и свой личный бизнес — малое предпринимательство. Крупный бизнес, промышленники тоже хотят стабильности: сейчас, когда наладились хозяйственные и межрегиональные связи, когда устойчиво заработали предприятия, они бы тоже не хотели какихт потрясений. Стабильности хотят и те, кого мы называем средним классом.
И все то, что общество не ставит перед властями какихт масштабных задач, прежде всего говорит о незрелости самого общества. Мне кажется, что эта аполитичность, инертност уходят корнями в наше далекое прошлое. Триста лет татаромонгольског ига не прошли для России даром: мол, хан или князь нас рассудят; люди разучились принимать самостоятельные решения, потеряли инициативность. Советский период только углубил эти свойства нашего народа. Все решала КПСС, узурпировавшая власть, полностью отстранившая народ от управления страной.
Хотя с другой стороны, может быть, люди и должны больше жить своей жизнью, своими проблемами: для того и стабильность, для того и укрепляется государство, чтобы люди могли жить для себя, для своих семей и детей.
Георгий ШЕВЦОВ:
— Владимир Путин в своем недавнем выступлении на Госсовете говорил о неэффективности и коррумпированности чиновников. На мой взгляд, более негативную оценку дать невозможно. Президент дал четкий сигнал: нужно кардинально изменить управленческую систему на всех уровнях — федеральном, региональном и местном. Чиновников нужно сокращать и оставлять только эффективных. Сделать прозрачным механизм принятия ими решений. Ну и безусловно, все чиновники должны отчитываться о своих доходах и крупных приобретениях. Власть должна создавать условия для тех, кто хочет и может работать, и заботиться о детях, пенсионерах, инвалидах. Работы здесь непаханое поле. Это и есть, на мой взгляд, самые главные на сегодня ожидания людей от власти.
Дмитрий АФАНАСЬЕВ:
— Вопервы, это запрос на продолжение той политики, которая обеспечивает стабильность жизни и повышение ее уровня, больший порядок и безопасность в стране. Вовторы, на то, чтобы предпосылки, созданные на предыдущем этапе развития страны — концентрация ресурсов, экономический рост, — в большей мере были обращены на благо жителей России.
Сергей БУРКОВ:
— Хоть люди и поругивают сегодня власть, все ощущают улучшение жизни. Поэтому ждут от нее стабильности в этом улучшении. А еще хотят нормальных законов, которые положили бы конец чиновничьему беспределу и коррупции. От себя могу предложить, чтобы одной из оценок деятельности чиновников, сидящих на стабильных окладах, была оценка, данная простыми людьми. Чтобы чиновники почаще вспоминали об их существовании. Хотелось бы, чтобы снизилась инфляция, а вместе с ней и проценты по банковским кредитам. Нужно строить и улучшать дороги, строить новые мосты, это уже касается нашего города. Ну и чтобы государство принимало в этом участие, думаю, что средства на это есть.
— За счет чего в ближайшие годы можно кардинально и качественно улучшить жизнь россиян?
Вячеслав ПОЗГАЛЕВ:
— Чудеса бывают только в сказках, где «по щучьему веленью, по моему хотенью», где можно старика Хоттабыча на помощь вызвать. «Молочные реки и кисельные берега» обещают только популисты и демагоги. А в реальной жизни рецепт один: повседневная, напряженная работа. Если всем одномоментно поднять в разы зарплату, то радости от этого хватит ненадолго, пока так же резко не взлетят цены.
Нам нужно повышать производительность труда, в которой мы уступаем развитым странам в разы. Возьмем для примера Финляндию: в 1917 году финны и мы жили примерно одинаково. И где сейчас Финляндия и где Россия… Почему сегодня между нами такая разница в уровне жизни? А ведь у финнов нет таких природных богатств, как у нас. Однако дай бог нам жить так, как они, хотя бы лет через 50. В основе финского благополучия лежит добросовестный труд. И сейчас в России многие, кто хорошо работает, живут неплохо.
Георгий ШЕВЦОВ:
— Чтобы сразу кардинально и качественно — так не бывает. Это лишь некоторые кандидаты в президенты у нас опять говорят, что все в одночасье заберут и раздадут. Что реально и необходимо на самом деле? Кардинальное переоснащение ведущих отраслей промышленности, существенное — в несколько раз — повышение производительности труда, мощные социальные инвестиции и целевая поддержка малообеспеченных. В совокупности все это позволит со временем качественно улучшить жизнь наших людей.
Дмитрий АФАНАСЬЕВ:
— Единственные рецепты, которые были и есть, это более эффективный труд и более эффективное управление экономикой и социальной сферой.
Сергей БУРКОВ:
— Государство должно создать такие условия, чтобы люди поняли и почувствовали: улучшение личного благосостояния в первую очередь зависит от них самих, а не от государства. Через правильные законы, налоги стимулировать бизнес, чтобы он больше вкладывал средств в модернизацию производства и улучшение условий и охраны труда, повышение заработной платы. И пусть не в разы, но постоянно повышать зарплаты бюджетникам и пенсии, размер пенсий — это очень больной вопрос сегодня.
— Что принципиально нового сказали Владимир Путин и Дмитрий Медведев в своих недавних программных выступлениях? Реально ли достичь поставленных ими амбициозных целей?
Вячеслав ПОЗГАЛЕВ:
— Принципиально новый лейтмотив в их выступлениях — это качество жизни, подразумевающее не количество бутербродов с маслом, а возможность получить хорошее образование, качественную медицинскую помощь, хороший отдых и досуг. Путин и Медведев ставят задачу не просто повысить уровень жизни, а ее качество. Это если говорить о заботе о человеке. Что касается страны в целом, то очень важна ее конкурентоспособность на мировом рынке: в образовании, науке и технологиях, здравоохранении, экономике и т.д.
Георгий ШЕВЦОВ:
— Задачи действительно амбициозные, однако в жизни много примеров, когда ставятся вроде бы невыполнимые задачи, но при мобилизации резервов они становятся выполнимыми. У нас на «Северстали» к этому не привыкать. Я надеюсь, что совместными усилиями мы выполним задачи, намеченные Путиным и Медведевым.
Дмитрий АФАНАСЬЕВ:
— До сих пор мы в основном говорили о собирании сил, концентрации ресурсов, наведении порядка. Сейчас впервые сформулированы долгосрочные, стратегические и очень впечатляющие цели. Так получилось, что почти всегда в своей истории Россия была страной догоняющей. Сейчас поставлена задача не только догнать развитые страны, но и стать одним из лидеров мирового развития, изменить структуру экономики, радикально улучшить жизнь россиян. Это — реально, потому что у страны есть базовые предпосылки для достижения этих целей.
Сергей БУРКОВ:
— Я видел только отрывки из выступлений Путина и Медведева. Да, задачи грандиозные. Но помоем, увеличение производительности труда в четыре раза — это чтот нереальное. Я понимаю, что нужно задавать высокую планку и стремиться ее преодолеть, но предвижу много препятствий. Со стороны тех же коррупционеров. Да и ведущие мировые державы не заинтересованы в развитии России. Хотя я по натуре все равно оптимист. И надеюсь, что все эти планы будут реализованы.
— Почему такой акцент в предвыборных выступлениях Медведева делается на законности и правопорядке?
Вячеслав ПОЗГАЛЕВ:
— Россия до сих пор живет не по законам, а «по понятиям». Избитый пример: что меняется в Америке со сменой президента — лишь фотография жены на столе у президента. Или в Италии сейчас очередной кризис правительства: разве чтонибуд там изменилось? В России же со сменой власти все переворачивается вверх дном: на 180 градусов меняется курс, все, что было прежде, отвергается, обещают очередной рай построить…
Нужно научиться соблюдать законы. Еще один пример: наши либералы, когда были у власти, вдруг решили, что можно в России участникам дорожного движения дать «свободу», рассчитывать на их сознательность. Количество ДТП резко возросло, ежегодно в них погибало более 30 тысяч человек. Опомнились, недавно правила резко ужесточили, повысив штрафы и ответственность за их нарушение. Моментально, только в нашей области на треть, снизилось число смертельных случаев на дорогах. Так и в целом: если мы все — от президента до простых людей — сможем жить не «по понятиям», когда каждый считает себя вправе нарушать закон и в результате все живем в правовом хаосе, а по законам, страна сделает большой шаг вперед, снизится коррупция, уйдут бедность и хаос в экономике. Кстати, президент Путин сам подал хороший пример: он не стал нарушать законодательство и оставаться на третий срок. В стране должен царить закон, закон — превыше всего!
Георгий ШЕВЦОВ:
— Для России, как об этом правильно говорил Медведев, крайне необходимо преодолеть всеобщий правовой нигилизм, разрушающий нашу жизнь, на всех уровнях тормозящий развитие страны. С другой стороны, нужно, чтобы и сами законы были разумными и выполнимыми.
Дмитрий АФАНАСЬЕВ:
— Есть два объяснения. Первое — ситуация с законностью, правопорядком и безопасностью сегодня просто нетерпимая. Второе — Дмитрий Анатольевич, возможно, воспринимается какойт частью электората как человек мягкий. И следовательно, ему необходимо подчеркнуть такие свои черты, как строгость, принципиальность, готовность применить закон и силу для укрепления порядка.
Сергей БУРКОВ:
— Законность и правопорядок — это основа, на которой держится все государство. Без них никакие масштабные планы на будущее реализовать невозможно. Мы, простые люди, надеемся и на улучшение действующего законодательства: чтобы законы были более четкими, ясными и выполнимыми. Чтобы у людей было поменьше желания не соблюдать их.
Сергей Комлев
№34(22197)
25.02.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →