21 февраля 2008 года. 07:22

Игре конец. Сопротивление бесполезно

На что надеялся игорный бизнес, предлагая отменить областной закон?
Депутаты областного Законодательного собрания в очередной раз лишили игорный бизнес надежды заработать. И пообещали взяться за компьютерные игры.

На расширенном заседании комитета по экономической политике и соб­ственности Законодательного собрания области, состоявшемся 20 февраля, речь шла о недостатках в работе по ликвидации игрового бизнеса. Милиционеры сетовали на отсутствие площадей для хранения изъятых автоматов, а депутаты пеняли на муниципалитеты: мол, там, где местные власти хотят полностью искоренить азартные игры, у них это получается. В пример ставился Череповец: работая в связке с УВД, город добился самых заметных успехов в выполнении закона.

Представители местного самоуправления, которые выступали на заседании комитета, начинали с благодарностей в адрес област­ного парламента: говорили о том, что закон, запрещающий азартные игры, нужный и важный. Особенно это касается районов, где доходы у людей ниже, чем в Вологде или Череповце. Но в части исполнения нормативного акта есть много проблем.

Выявление и борьба с незаконным предпринимательством относится к компетенции УВД. А милиция ограничена в возможностях: по закону конфисковать игровые автоматы она не имеет права, а для их хранения (автоматы временно изымаются, а после рассмотрения дела в суде и других процедур возвращаются владельцу) нет площадей и денег.

«Этот вопрос решен только в Череповце, Бабаеве, Бабушкине и Грязовце», — отметил начальник управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка УВД области Михаил Манзюк.

По его мнению, этот пробел в законе должно ликвидировать областное правительство: в постановлении может быть указана про­цедура и сказано, кто должен выделять деньги на хранение автоматов. Начальник комитета по экономической политике и собственности Евгений Коротков, который вел заседание, высказал мнение, что оплачивать хранение должны сами владельцы игровых клубов.

Во что обойдется это предпринимателям, им рассказал заместитель мэра Череповца Сергей Ананенко (хотя бизнесменам, присутствовавшим на заседании, конечно, хочется, чтобы автоматы не хранились, а работали). По словам Сергея Александровича, расходы Череповца на вывоз, хранение и охрану изъятых автоматов составили 200 тысяч рублей в месяц.

По его словам, город сознательно пошел на эти траты, прекрасно понимая, что деньги вряд ли удастся вернуть: московская компания, которая, в отличие от всех других крупных игроков этого рынка в Череповце, не пожелала закрыть клубы, — является банкротом.

«Там отлично подготовленная юридическая служба. Они исходили из того, что компания — банкрот. Им что 500 тысяч рублей штрафа, что 500 миллионов долларов — одна история», — сказал Сергей Ананенко.

По его словам, успеха в борьбе с незаконным бизнесом Череповец достиг, грамотно работая с соб­ственниками: «Мы навели ужас на собственников, чтобы у них не было соблазна отдать помещение под игровой клуб. Собственники нам и сообщали, что у них на территории происходит, и мы оперативно туда выезжали».

Достижения Вологды в выполнении закона скромнее: если череповчане начали работу загодя, то в областном центре по какой­то причине тянули время. Сейчас, по данным городских властей, в Вологде работают восемь игровых заведений.

«Их адреса известны!» — прозрачно намекнул кому­то (наверное, тоже представителям игрового бизнеса, находящимся в зале) зам. главы города Олег Петров.

Но после откровенного заявления Сергея Ананенко о «наведении ужаса» на собственников помещений, где располагались игровые клубы, его выступление звучало как­то нерешительно. Он явно пытался ухватиться за букву закона и избежать жестких формулировок: «Мы стараемся соб­ственникам объяснять, что в дальнейшем могут быть… проблемы. Но они воспринимают это как угрозу!»

Олег Петров также высказался за скорейшее принятие нормативного акта, прописывающего процедуру изъятия и хранения игровых автоматов, а главное — оплаты. Он обратил внимание на то, что по закону муниципалитет не имеет права расходовать на это собственные средства.

Наконец слово получил представитель игорного бизнеса — руководитель фирмы «Золотая пирамида» Игорь Буяло. Он призвал Законодательное собрание отменить запрет. Сказал, что «азартные игры — развлечение для богатых» и владельцы игровых заведений «сами не заинтересованы в том, чтобы клубы посещали бедные люди, и тем более — подростки и дети», потому что за нарушения фирмы быстро лишают федеральной лицензии. (Нужно отметить, что именно рост больных игроманией и факты, когда очень небогатые люди проигрывают последние крохи, и были главными аргументами, когда депутаты принимали решение о ликвидации игорных заведений в Вологодской области.) Здесь Евгений Коротков предложил депутатам задавать вопросы. Вопрос был один: на что надеется игровой бизнес, фактиче­ски предлагая отменить областной закон?

Из слов Игоря Буяло было ясно, что он надеется на власти Российской Федерации — а точнее, на то, что они не успеют подготовить к сроку игровые зоны, и выселение игорного бизнеса будет отложено.

«Я не уверен, что у нас к Олимпиаде все успеют по­строить. А в двух зонах, где я был, еще конь не валялся», — сказал Буяло.

И тут же получил хлесткую шутку (или не шутку?) от Евгения Короткова: «А чего там с зоной сложного? Огородил колючей проволокой — и готово».

Очевидно, это означало, что протест отклонен.

Вслед за этим выступила депутат Законодательного собрания Людмила Ячеистова. Она начала с цифр: часто говорят, что област­ной бюджет теряет сотни миллионов налоговых по­ступлений от игорного бизнеса, но кто подсчитал затраты на лечение больных игроманией, оценил жизни тех, кто покончил с собой, проиграв последнее? По словам Ячеистовой, социальный вред несоизмеримо больше выгод от деятельности игорных заведений.

Заглядывая в будущее, Людмила Ячеистова предложила «обратить внимание на компьютерные игры»: по ее мнению, зависимость от них у подростков тоже прогрессирует, и, если не начать заниматься этим сейчас, в скором будущем в Законодательном собрании придется проводить такие же совещания по проблеме «компьютерной» игромании.

Федеральный закон РФ предусматривает уход всех игорных заведений в «резервации» — четыре игровые зоны — с 1 июля 2009 года. Вологодский областной закон ужесточил требования: все игровые клубы объявлены вне закона с 1 января 2008 года. Аналогичные законы приняты более чем в сорока субъектах Российской Федерации. Из них около 20 — более жесткие, чем закон Вологодской области.

Игровые автоматы переделывают в лотерейные. Сегодня в Череповце состоится заседание суда, которое решит, законна ли деятельность «лотерейных клубов». В связи с тем, что игровой бизнес запрещен, предприниматели перемонтируют игровые автоматы или покупают новые лотерейные терминалы. Принцип электронной лотереи полностью аналогичен бумажной моментальной лотерее: человек выбирает один из нескольких билетов на экране и сразу же узнает, выиграл ли он. Зам. мэра Череповца Сергей Ананенко заявил, что внедрение лотерейных терминалов «вызывает большие опасения».

Посчитав их появление в Череповце лишь попыткой обойти закон, УВД Череповца привлекло владельцев таких автоматов к административной ответственности. Те доказывают, что подобные лотереи не подпадают под действие областного закона о запрещении игорного бизнеса. Сегодня спор должен разрешить суд.

Алексей Варламов
№32(22195)
21.02.2008

Источник: Газета «Речь»