18 февраля 2008 года. 07:43

Россия-­2020

Президент Путин начертал 12­летний план развития страны
Еще накануне выступления президента России на заседании Госсовета многие СМИ поспешили назвать его «политическим завещанием». Однако о масштабных планах в области экономического развития страны на ближайшие 12 лет Владимир Путин говорил так, будто намерен все это время лично их реализовать. Таким образом, это был очевидный сигнал: Путин никуда не уходит. Если он и переселится из Кремля в кабинет премь­ер­министра, то с широкими реформаторскими полномочиями.

Период экономического развития России после распада СССР принято делить на два этапа. По этой классификации девяностые годы называют временем создания основ рыночной экономики — приватизация, проводившаяся с разным успехом; дефолт и финансовая стабилизация; стремительное расслоение общества и обнищание значительной части населения…

Второй этап начался в 2000 году, когда государство в условиях растущего ВВП приступило к созданию институтов, укрепляющих рыночные отношения, включая налоговую и антимонопольную системы, саморегулирующиеся организации. Была начата и реформа естественных монополий. Уровень бедности в России за эти годы сократился в два раза. Доходы населения выросли в 2,5 раза.

Первая часть выступления Владимира Путина как раз и напоминала, как все было плохо до 2000 года и как улучшилась жизнь россиян за последние восемь лет. Ожидалось: дальше президент пообещает, что будет еще лучше… И он действительно рассказал об амбициозных планах. Однако сутью выступления Путина был не отчет и не конспект стратегии до 2020 года. Суть как раз в предупреждении: если мы будем и дальше жить по «инерционному» сценарию развития, по которому живем сейчас, то дальше все будет плохо. «Несмотря на отдельные успехи последних лет, — тут президент решил повторить для плохо слышащих, — отдельные успехи последних лет, нам пока не удалось уйти от инерционного энергосырьевого сценария развития… Следуя этому сценарию, мы не добьемся необходимого прогресса, не сможем обеспечить ни безопасность страны, ни ее нормального развития, подвергнем угрозе само ее существование, говорю об этом без всякого преувеличения. Единственной реальной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития… Да, такой путь намного сложнее… Но в действительности выбора у нас никакого нет».

Вопреки ожиданиям, Владимир Путин воспользовался для описания нашего настоящего весьма жесткими критериями. В «отчетном» разделе он сказал, что к началу этого года по объему ВВП (рассчитанному по паритету покупательной способности) Россия вошла в семерку крупнейших экономик мира. А позже прошелся по самому больному и важному: не видно еще никакого «паритета» между размерами экономики и ее эффективностью, а также качеством жизни. А качество жизни пока таково, что «сегодня каждый второй мужчина в стране не имеет шансов дожить даже до 60 лет. Позор!» Что касается эффективности, то «главная проблема сегодняшней российской экономики — это ее крайняя неэффективность. Производительность труда в России остается недопустимо низкой… И это вдвойне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции». «Трудности, с которыми сталкивается российское общество, не уникальны, — комментирует речь президента журнал «Итоги». — Если перечислить их телеграфным стилем, то это высокая зависимость экономики от мировых цен на энергоносители, наличие инфраструктурных ограничений, бюрократические барьеры, низкое качество медицинских и образовательных услуг, слабое развитие системы социального обеспечения. Другие страны эти проблемы не миновали. Эксклюзивность же состоит только в том, что нашей стране предстоит решать все эти проблемы в комплексе, а не одну за другой. И от того, что именно определит государ­ство в качестве базиса экономического развития, и будет зависеть, насколько эффективной и конкурентоспособной окажется российская экономика».

В этом отношении выступление Владимира Путина оказалось достаточно конкретным. Даже социальные проблемы, уже много десятилетий беспокоящие российское общество, по мнению президента, можно решить только путем диверсификации экономического развития. То есть снижения зависимости страны от экспорта энергоносителей, дающего больше половины ее ежегодного платежного баланса. В противном случае, считает президент, Россия может столкнуться с проблемами уже самого своего существования. Если суммировать все сказанное президентом, то теперь власть намерена перейти от создания государственных и рыночных институтов к наращиванию их эффективности. Это и усиление антимонопольного регулирования, и поддержка малого предпринимательства, и создание равных возможностей для бизнеса. Среди важнейших задач — повышение доверия к органам власти со стороны экономических агентов (читай — борьба с коррупцией), создание институтов развития, а также реализация инфраструктурных проектов в регионах. Об этом президент говорил и раньше. Но на сей раз были предложены более конкретные механизмы реализации высказанных идей. В част­ности, в качестве приоритетных инфраструктурных проектов стратегия выделяет строительство и развитие автодорог, железнодорожного, речного и морского транспорта. Наконец, особое внимание уделено необходимости развития системы подготовки кадров для промышленности и новой, инновационной экономики в целом, а также реформе здравоохранения и пенсионной системы. Если раньше правительство занималось только созданием современной финансовой системы, то теперь перед ним ставится задача сделать Россию одним из основных финансовых центров мира. Некоторые эксперты уже предположили, что этот пассаж был включен в текст стратегии в последний момент под впечатлением ипотечного кризиса в США. Однако в данном случае вопрос ставится явно шире. Речь идет в том числе и о способности отече­ственной кредитно­денежной системы полностью удовлетворить спрос экономики на финансовые услуги. Причем услуги высокого качества и по доступной цене. И это не единственный вариант. Россия может претендовать на роль региональной финансовой державы на постсоветском и восточноевропейском пространстве. А рубль — на статус одной из мировых валют по расчетам за энергоносители.

Следуя этим курсом, Россия к 2020 году может достичь следу­ющих рубежей: экономика должна стать эффективнее в четыре раза, уровень смертности — сократиться в полтора раза, продолжительность жизни — вырасти до 75 лет, а доля среднего класса — достичь 60 %. Россия должна быть самым комфорт­ным местом для жизни, отметил президент. И для этого Путин предлагает вполне конкретные решения. Прежде всего, заняться совершен­ствованием системы образования и здравоохранения. Участвовать в этом должны и государство, и бизнес. Для облегчения задачи Путин предложил освободить от налогов средства, направляемые компаниями и гражданами на образование и медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений. Вообще, налогам президент уделил особое внимание. «В целом мы должны стремиться к дальнейшему снижению налогов», — подчеркнул глава государства. Он предложил ввести налоговое стимулирование для инновационных отраслей экономики и сделать единую и максимально низкую ставку НДС. Кроме того, президент призвал минимизировать возможность трактовки налогового законодательства чиновниками.

Сам Владимир Путин считает, что оглашенная им стратегия не должна стать каноническим текстом, а является предметом для дискуссий. Он поручил правительству на основании этих обсуждений разработать уже более детализированный концептуальный документ — «Стратегию социально­экономического развития России до 2020 года». При этом он особо указал, что она должна иметь «пошаговый» план реализации.

Кстати, по информации журнала «Эксперт», изначально в президентскую стратегию планировалось включить пассаж о том, что средняя заработная плата в России к 2020 году должна составить не менее 30 тысяч долларов за год по нынешнему курсу. То есть, по грубым подсчетам, возрастать на 50 процентов каждые три года! В президентский текст цифра не вошла. Не исключено, что это будет одним из пунктов уже «пошаговой» концепции правительства.

«Путин может себе позволить загадывать на срок до 2020 года, — пишет немецкая Die Welt, — если в 2012 году, в возрасте 60 лет, его вновь изберут президентом, он получит право возглавлять государство в течение еще восьми лет». «Благодаря президентскому выступлению в Госсовете мир увидел первые проблески грядущей «постпутинской эры», однако она будет во всем похожа на эру Путина, — утверждает Энн Пенкет из The Independent. — Нынешний лидер в буквальном смысле обязал преемника продолжать агрессивную внеш­нюю политику, благодаря которой рейтинг популярности самого Путина неуклонно растет». Практически все западные СМИ зациклились на той части выступления президента Путина, в которой он говорил, что гонка вооружений возобновилась, хотя и не по вине Москвы; что страны Запада пытаются вмешаться во внутренние дела России. Из этого они делают вывод: лозунги Путина призваны сплотить население России против Запада. «В ближайшие годы в России должно быть развернуто производство новых видов вооружения, не уступающих по своим качественным характеристикам имеющимся в распоряжении других государств», — цитирует президента The Financial Times. «Но насколько, собственно, опасна Россия? — задается вопросом The Independent. — Ее экономика до сих пор отличается крайней неэффективностью, уровень смертности в стране катастрофиче­ский. Что до военной мощи, то формируется Российская армия на основе призыва, и вряд ли у Пентагона после риторики Путина «сердце упало в сапоги». Хотя в любом случае она не может не настораживать, ведь Путин сохранит власть и после 2 марта».

Сергей Бегляк
№29(22192)
18.02.2008

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Андрей Накрошаев назвал дату начала отопительного сезона жилых домов в Вологде

Подключать многоэтажки к теплу начнут только на следующей неделе

Последнее в рубрике

Отопление веранды в межсезонье

Вологодская область характеризуется холодным климатом, особенно в осенне-зимний период, когда температура может опускаться ниже -20°C. Если у вас есть открытая веранда в загородном доме, важно правильно выбрать систему отопления, чтобы создать комфор