Бойся равнодушных
Темы сегодняшней беседы с доктором богословия, профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым — христианская любовь и смирение, на которой она основывается. Любви и смирению противостоят равнодушие и другие грехи человеческой природы. От чего они происходят и как с ними бороться?
— Что в первую очередь свидетельствует о любви в христианском понимании этого чувства?
— Пожалуй, самым сильным свидетельством является смирение. Нет истинной любви там, где нет истинного смирения. Простите, что прибавляю слово «истинного». Вокруг столько лжелюбви и столько же лжесмирения! Любви вне смирения не бывает. Есть такая пословица: «На миру и смерть красна». Перед людьми человек готов стать героем, подчас даже пожертвовать своей жизнью, хоть с десятого этажа прыгнуть, только бы заметили его, и этим он доказал свою любовь. Сколько в этом глупости, гордости и тщеславия. Любовь там, где истинное смирение. Но КАК приобретаются истинное смирение и любовь — вот наиважнейший вопрос, потому что это основополагающие понятия христианской религии.
И в то же время любовь — это активная сила, поэтому, проявляя себя, она воздействует на человека. В своей идеальной сущности любовь есть Бог. В нашей человеческой действительности любовь очень относительна, апостол Павел показывает ее признаки: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор.13, 47).
Итак, когда мы говорим о христианской, то есть полноценной, любви, мы должны знать, что там, где нет смирения, там не может быть и любви. Очень хорошо сказал отец Павел Флоренский, что наша обычная любовь может быть переодетым эгоизмом. А святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что наша обычная любовь очень часто превращается в бешеную ненависть: увы, вчера любил, сегодня ненавидит. Эта любовь касается только поверхности человеческого существа, христианская любовь касается самой сути души человека. Истинная любовь возможна, только если она произрастает из христианского смирения.
— Есть ли какието особенности в мужском и женском пути спасения?
— Принципиально никаких. Спасается только тот, кто видит, что он погибает, и обращается к Богу за помощью. Вот если человеку говорят, что у него смертельная болезнь и ему нужно идти в больницу, а он отвечает: «Если хотите, так сами и идите», то ему не спастись.
Первое, что должен понять человек, — что он погибает. От чего? Он не может не завидовать, и этим вредит себе. Он объелся, еле выходит изза стола, бедный, хоть неси его на носилках, — опять вредит себе. Врачи ему говорят: «Вам вредно злиться, раздражаться, гневаться, у вас может быть инфаркт или инсульт». А он все равно злится себе во вред. Нет греха, который бы не приносил зла. Тот спасается, кто увидит, что не только одержим грехом, но не может справиться с собой, и обратится к Богу. Это общий путь и для мужчин, и для женщин.
В отношении женщин специфика может быть одна. Апостол Павел пишет, что женщина спасается чадородием, если она при этом находится в вере, верности и христианской жизни, и что это великий подвиг. Имея множество ребятишек, сохранить смирение, великодушие, сносить все без ропота — это великое средство спасения для женщины, которое на мужчин уже менее распространяется.
— Вы говорите, что грех человека является источником насилия, а можно ли говорить о грехе нации, класса, общества, то есть только ли в природе человека источник насилия?
— Когда мы говорим об обществе, классе или нации, то мы имеем в виду совокупность людей, объединенных общей идеей. А поскольку это совокупность людей, то во всех вместе в них существует то, что мы именуем грехом. И беда бывает особенно тяжелой, когда вся эта совокупность людей — нация, класс, общество — объединяются преступной идеей, а такие вещи мы в истории постоянно встречаем. Так что источником насилия все равно является объединение вокруг греха.
— Святейший Патриарх Алексий II произнес както на проповеди такую фразу: «Не бойся врагов, ибо они могут только убить, душе же твоей повредить не смогут. Не бойся своих друзей, ибо они могут только предать, но бойся равнодушных, ибо по равнодушию предают и убивают». Как избежать этого равнодушия?
— Это то равнодушное состояние, которое Иоанн Лествичник называет окамененным нечувствием. Кто не борется с собой, успокаиваясь тем, что «крупных грехов не совершает», кто не понуждает себя к состраданию ближнему, к неосуждению, не борется со своими мыслями, чувствами и желаниями, тот и впадает в состояние окаменения.
К окамененному бесчувствию приходят люди, которые погрязают в плотских грехах. Особенно это касается разврата, здесь полностью уничтожается деятельность сердца, человек становится эгоистичным, неспособным к семейной жизни. Эгоизм ищет только наслаждений, он вытесняет из души человека ту природную чашу любви, которая дается каждому от рождения. Развратный, беспорядочный образ жизни совершенно опустошает человека. Многие люди в юности вели такой образ жизни, а потом они и хотели бы влюбиться, но уже не могут, потому что нет любви. Это особенно часто встречается среди артистов, у которых в привычке игра в любовь. Теперь они, наверное, много бы дали за это чувство, но душа — пуста.
Это нечувствие — опаснейшая вещь и в душевном, и в духовном плане. Оно обусловлено внутренней свободой всяких скверных мыслей и чувств, возникающих в нас. Погружение в эту сферу незаметно снаружи, внешне человек — агнец непорочный, а внутри его кипит настоящая клоака. Человек постепенно теряет любовь, и ему потом очень трудно в семейной жизни, потому что жизнь во мраке эгоизма, тянущего к одним наслаждениям, искажает человека, он становится нечувственным, неспособным к настоящей жертвенной любви. Таких можно только жалеть.
Сейчас это имеет особенное значение, потому что разврат всюду, это подобно грязной волне селя, которая идет на наш мир. И люди совсем молодые уже знают столько, сколько неизвестно седовласым старцам. Бедные! Уже в юном возрасте они чашу любви вылили из себя и стали неспособными для семейной жизни. Увеличивается количество разводов, потому что любовь расплескивается по сторонам.
— Как работать над маленькими грехами, например, курением?
— Когда человек не может поднять десять килограммов, смешно, если он возьмется за двухпудовую гирю. Никто не побеждал страсть без борьбы. Тот, кто не верен в малом, никогда ничего не сделает великого, — это закон.
Есть путь победы над страстью. Вопервых, необходимо возыметь желание, а вовторых, начать следить за собой и хотя бы один раз в день понудить себя сделать то, что похристиански необходимо, но очень не хочется. И хотя бы один раз в день воздержаться от того, что дурно. Тогда станет видно, как эти маленькие шажки укрепляют душу. Надо начинать с малого. Вот сидит человек в кресле, нога на ногу, а потом вспомнил, взял и снял ногу с ноги. Никто не знает, почему он это сделал, а он знает. Все сидят за столом, кушают, и чувствует человек, что уже сыт, а на тарелке еще много, он молча перестал есть, чтобы не переедать. Хочешь освободиться от большой страсти, начни с малой, как делали все от сотворения мира. Духовная жизнь в Православии называется «аскетикой», греческое «аскео» значит «тренируюсь, упражняюсь». Христиане подобны спортсменам, и нам надо начать заниматься духовной тренировкой как следует. Тогда достигнем большего, в том числе отвыкнем от курения.
Алексей Осипов
№28(22191)
15.02.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →