15 февраля 2008 года. 08:12

Первый блин — «Слитком»

Пятьдесят два автора под одной обложкой. Мэрия Череповца выпустила литературный сборник
Издания, объединяющего столь многочисленную братию авторов, в Череповце еще не выходило. Презентация «Слитка» (так называется сборник) состоится завтра в 16 часов в центральной библиотеке. Итак, сегодня, чтобы напечататься, поэту требуется избрать один из трех путей.

Путь первый. Объединиться. «Нас многие психотерапевтами называют. Наверное, так оно и есть — ведь мы даем человеку высказаться, донести свое сокровенное до людей, — говорит поэт, член Союза писателей России и редактор «Слитка» Сергей Созин. — Издавая сборник, мы поставили такую цель: напечатать произведения всех членов литературного объединения. Мы не ставили задачи, чтобы непременно высокохудожественный труд получился; к нам люди приходят, чтобы быть услышанными и напечатанными. Это их желание мы и задумали исполнить. Больше половины наших членов — ветераны войны, пенсионеры. Их литературное мастерство может хромать, но им есть что рассказать. Много молодежи, им тоже надо помочь, поддержать, для них увидеть свое творение напечатанным — уже огромный стимул к творчеству».

Давно замечено: творчество врачует, а поэзия — лекарство. От скуки, одиночества и безразличия к жизни. «Лекар­­­ст­во» льготное, но не бесплатное: член­ский взнос ЛИТО составляет 50 рублей в месяц. Полсотни человек собираются еженедельно во Дворце детского и юношеского творчества, где читают свои стихи и обсуждают чужие. Фактически, «Слиток» представляет собой протокол одного из таких заседаний. Где каждому, кто поднял руку, предоставили слово, внимательно выслушали и не обшикали. «Есть там замечательные стихи, и у меня рука не поднималась их сокращать, а есть такие, что лучше бы вообще не публиковать, — признается Сергей Созин. — Но поскольку дали клятву, что будет напечатан каждый, никуда не денешься. Назвался груздем… Мы не претендуем на статус крупного явления в литературной жизни города. На обложке наше издание определено как сборник произведений членов литературного объединения. Мы сознательно не называем авторов поэтами или литераторами. Это очень серьезные наименования, и их необходимо заслужить».

Редакторский совет, который готовил сборник к выпуску, создали для того, чтобы выбрать лучшее из огромного количества произведений. Поскольку «Слиток» не резиновый. Поначалу претендовали на двухтомник и 50 тысяч бюджетных рублей, но средств выделили вполовину меньше, и хватило лишь на один том. После первого отбора книга получилась толщиной почти в пятьсот страниц. Пришлось сократить ее вдвое. Тираж был задуман весьма солидный для поэтических сборников — 500 экземпляров. В издательстве сообщили, что в таком случае толщина каждого экземпляра не превысит 120 страниц. «А что такое 120 страниц для 51 автора? Слезы просто. У нас еще прозаики есть — у них тексты по объему будь здоров, — говорит Сергей Созин. — Решили так: пускай произведений будет больше, а экземпляров меньше. Зато каждый автор получил у нас по три­четыре страницы и больше». Всем поровну, признанному поэту и начинающему рифмователю, чтобы, не дай бог, иерархия не проявилась. Авторы размещены в алфавитном порядке: фамилия, имя и небольшое цветное фото — никаких званий, регалий и биографий. Лозунг составителей: читатели сами разберутся, кто талант, а кто графоман.

Путь второй. Найти спонсора. Сборная солянка хорошо, но персональная книга лучше. Один череповецкий поэт, дабы издать свои стихи, отправился в банк за кредитом. В графе «цель» написал правду. Денег не дали. Наученный опытом, придя в другой банк, вписал целью благоустройство квартиры. Ссудили сколько нужно.

Поэт Александр Якунов вынашивал идею издания стихотворного сборника несколько лет. Приценивался в издательствах — за его 150­страничную биографию души в рифмах просили 30 — 35 тысяч, не меньше. Зарплата вузовского преподавателя долгое время мешала осуществить мечты. «И тогда я стал искать спонсора, — рассказывает Александр. — Составил нечто вроде бизнес­плана: описал стоимость проекта, приложил наиболее удачные стихи и прошелся по нескольким крупным предприятиям». Спонсор нашелся в лице сети магазинов, торгующих сотовыми телефонами. Да и то — потому что ее владелец оказался хорошим другом одного знакомого Александра Якунова. Впрочем, по его словам, не найдись сотовый меценат, сборник все равно бы вышел. Занял бы автор у банка на уже упомянутое квартирное благоустройство. Новую книжку с удовольствием приняли книжные магазины. Но только те из них, владельцы которых живут в Череповце. Филиалы столичных бутиков от местной поэзии отказываются наотрез. «Тут Петрарку с Данте ставить некуда…» — ворчат продавцы.

Путь третий. Обратиться к частнику. Художник должен быть голодным. Так получилось, что этой истины безо всяких усилий с собственной стороны придерживаются большинство творческих людей. Для тех поэтов и прозаиков, у кого сумма в 35 тысяч рублей за удовольствие перенести свои вирши с листочка в клеточку на пронумерованную страничку вызывает существенное увеличение глаз, существуют частные типографии. Одну и таковых прямо у себя на квартире создал несколько лет назад Николай Кузнецов, возможно, единственный человек в Череповце, который зарабатывает на местной поэзии. Сам себе издатель, редактор, корректор, верстальщик, художник и прочая, и прочая. Даже скрепки в корешок сам вставляет, и загибает их на развороте тоже сам. Но то скрепки… Цены старается не загибать. За 2 — 3 тысячи рублей Николай издаст средней толщины сборник тиражом в 100 — 150 экземпляров. Больше, по его словам, и не требуется — и этого­то много. Треть по друзьям раздашь, одну десятую, бог даст, продашь. «В хороший месяц я получаю около десяти заказов, с которыми постоянно занят, — для меня это дело давно не хобби, а основная работа», — говорит издатель. Молодежь редко обращается — у нее и такие деньги не всегда водятся. Чаще люди в возрасте, которые издают стихи и мемуары преимущественно для потомков.

Технически типография Николая Кузнецова выглядит так: компьютер да изограф. Это такое устройство множительное. Компактное, но медленное — сотню экземпляров книжки целую неделю выводит. Благо поэты не торопят. Каждый верит, что у их творений впереди вечность.

Сергей Виноградов
№28(22191)
15.02.2008

Источник: Газета «Речь»