Почтовый бизнес: проблемы и перспективы
В начале декабря прошлого года ФГУП «Почта России» возглавил Андрей Казьмин — бывший глава Сбербанка. Его рекомендовал президент Владимир Путин. Смена власти на «Почте России» связана в том числе и с грядущими коренными преобразованиями. Главный раздражитель для населения — очереди в почтовых отделениях. Как череповецкая почта намерена выбираться из застоя? Какие современные услуги она намерена предложить горожанам? Об этом наш разговор с директором филиала ФГУП «Почта России» управления федеральной почтовой связи Вологодской области Вячеславом Паленовым.
— Вячеслав Борисович, доставка печатных изданий — газет, журналов — сегодня дороже, чем их производство. Парадокс? Будут ли в перспективе дешеветь услуги почты?
— Я начну с экономической теории. Лично я не припомню на сегодня ни одного вида деятельности, ни одной услуги, которая за последние годы дешевела бы. Таковы общие экономические тенденции. У нас все дорожает, есть инфляция, правительство ее пытается сдерживать, но не всегда это удается. Услуга, товар всегда будут дорожать, если пользуются спросом. Дешеветь почтовая услуга не будет, она будет только дорожать.
— Насколько вы можете повлиять на тарифы?
— Тарифы на услуги почтовой связи устанавливаем не мы, а Федеральная служба по тарифам. Да, федеральная служба запрашивает наши предложения, расчеты, мы их даем, их тщательно проверяют и говорят: за год инфляция, условно, составила 10 %, вы предлагаете удорожание услуг на 25 %, мы вам даем 10 % — в пределах роста инфляции. Выше инфляционного индекса, как правило, тарифы на услуги почтовой связи не повышаются. Но здесь нужно понимать следующее. В целом тариф на универсальную услугу почтовой связи (пересылка письменной корреспонденции) не покрывает издержек, он заведомо убыточен. Еще по 2000 году, когда тариф по пересылке письма был 2 — 3 рубля (столько стоила почтовая марка), реальная себестоимость услуги, без инвестиционной составляющей, была 6,5 рубля. Поймите, мы работаем в едином экономическом пространстве, но почта не имеет своих аэропортов, самолетов, железных дорог. Мы на рынке. Отправить письмо из Москвы во Владивосток можно: первое — железной дорогой, прицепив почтовый вагон к составу, второе — самолетом, заключив с авиатранспортным предприятием договор. Тарифы в обоих случаях устанавливают бизнесструктуры (акционерные общества, ООО, частные коммерческие предприятия). Никакого отношения к государству они не имеют. Значит, и для нас нет никаких поблажек, льгот. А теперь о парадоксах. В тарифе почты транспортная составляющая носит коммерческий характер, вот почему конечный тариф для населения экономически несостоятелен, он не покрывает наших затрат. Мы сегодня за авиационную пересылку письма из Москвы во Владивосток берем лишь 6,5 рубля. А стоит она в реальности десятки рублей.
— Неужели «Почта России» работает себе в убыток?
— Можете записать: по 2007 году ожидаются убытки ФГУП «Почта России» свыше 4 млрд рублей. Управления ФПС по Вологодской области — свыше 80 млн руб. Но причина не в том, что плохо работаем, а в том, что над почтой довлеет социальная составляющая. У нас сегодня очень много государственных функций: доставка пенсий, пересылка письменной корреспонденции, подписка на газеты и журналы. Именно эти убыточные виды деятельности тянут нас на дно. По большому счету, сегодня никто не может сказать, сколько реально стоит доставка пенсии в НарьянМар, а мы получаем 1,5 % от выплаченной суммы вне зависимости от пункта доставки, НарьянМар это или Вологда, Череповец. 1,5 % хватает на зарплату почтальона в 3,5 тысячи рублей. А почтальону в Череповце нужны 9 — 10 тысяч рублей. Так каким должен быть тариф? Когдато оставляли 4 % за доставку, но «силовым приемом» нам государство урезало нашу долю до 1,5 %.
— Дает ли «Почте России» какието преимущества государственная составляющая?
— Скорее наоборот. Череповец, как минимум, имеет три коммерческие организации, которые занимаются пересылкой корреспонденций. Зная, что у почты один тариф — 6,5 рубля, и ни копейкой меньше, они смело участвуют в тендерах, конкурсах, где размещают заказы те же бюджетные организации, и выигрывают. Для организаций экономически выгоднее коммерческое предложение, а не наше. У нас «кусок» в Череповце ушел, а обязанность доставлять корреспонденцию в Череповецкий район осталась. Коммерсант в район не пойдет, потому что знает: туда нужен транспорт — лыжи выдавать почтальону, велосипед. Зачем ему лишняя головная боль, довольно нанять курьера, автомобиль и доставить, к примеру, в налоговую мешок писем. Я не называю такую конкуренцию здоровой. По логике, если государство сказало «а»: пересылка письменной корреспонденции — это универсальная услуга связи, — то нужно говорить и «б»: универсальная почтовая услуга должна быть лицензирована.
— И все же, чем объяснить столь дорогую доставку в Череповце?
— Тем, что по всей России приняты усредненные тарифы — для Мурманска, Краснодара, Владивостока…
— Вячеслав Борисович, и все же стоимость доставки не должна быть равна цене самого товара.
— Позвольте с вами не согласиться. Завтра у нас на Марсе появится колония людей, и они начнут выписывать газету, сколько будет стоить доставка? Логистика доставки нынче стоит дорого. Одно дело напечатать газету в Москве и доставить ее во Владивосток, другое — эту же газету передать по каналам связи, а типографию создать во Владивостоке. В таком случае нужно будет в каждом областном центре создавать свою типографию, при этом себестоимость изготовления газеты вырастет в разы. Мы распространяем корреспонденцию по всей России. Слишком велики просторы нашей страны. Чтобы их пересечь, нужно серьезно потратиться. В тарифе почты намертво сплетены все составляющие: доставка пенсий, корреспонденции и т.д. Они неразрывны, как единый организм.
— Главный раздражитель для населения — очереди в почтовых отделениях. За какой бы услугой ты ни пришел на почту, непременно нужно выстоять очередь. И еще — выломанные почтовые ящики в подъездах. Как вы намерены бороться с этими бедами?
— Начну с подъездов. Есть федеральный закон о почтовой связи, есть норма в законе: почтовые ящики в подъездах являются неотъемлемой частью дома и принадлежат собственнику. Надо понимать так: сохранность ящиков, их внешний вид, эстетика — все это строчкой должно быть прописано в тарифе «техническое обслуживание дома». Ответственность за это лежит на плечах собственника жилья (кооператива, муниципалитета, управляющей компании). Почта к ящикам никакого отношения не имеет. У почты обязанности примерно такие: каждый почтальон должен при обходе участка и разноске корреспонденции сообщить о нарушениях в отделение связи, где производится запись в журнале. Начальник отделения докладывает руководству почтамта, а почтамт уведомляет хозяина дома.
— А очереди?
— Первая их причина — недокомплект штата операторов. Вторая — частично вытекает из первой. Низкая квалификация молодого пополнения. Текучесть кадров высокая. Ученик не может работать с такой же высокой производительностью труда, как и опытный оператор. Третья: недокомплект штата почтальонов, изза чего за последние три — пять лет мы приучили пенсионеров получать пенсии в отделениях связи, а не на дому, что не соответствует условиям договора с Пенсионным фондом. Мы должны всем выплачивать пенсии на дому, пенсионеры не должны стоять в очередях в отделениях связи.
— Вероятно, есть еще одна причина — низкие зарплаты работников почты.
— Это не причина очередей, а причина текучести кадров. Я на почте работаю больше 25 лет, и я не помню, чтобы на почте были большие зарплаты. Сейчас средняя зарплата по филиалу недотягивает до средней по области на 50 %. По области средняя зарплата 13800 рублей, а у нас — 6500 рублей. С февраля мы намечаем повышение зарплаты на 20 %, точнее сказать не могу, бюджет корректируется. Мы повышаем региональный коэффициент, но это коснется только крупных городов, таких, как Вологда, Череповец. Райцентров и сельской местности не коснется. Мы должны в первую очередь снять проблему крупных городов, на всех денег не хватит.
— Какие задачи стоят перед руководством череповецкого почтамта?
— Андрей Александрович Танасьев, начальник череповецкого почтамта, работает сравнительно недавно, но он вошел в нашу почтовую семью достаточно прочно. Руководитель способный, молодой, дела идут, я считаю, в правильном направлении. Сегодня перед череповецким почтамтом стоит архиважная задача — возвращение на почту коммунальных платежей. Одно время мы технологически немножко отстали, в результате чего потеряли коммунальный рынок. Потери исчисляются миллионами рублей. Но мы возвращаем наши позиции, подтянули технологию, оснастили городские отделения связи новой техникой, почтовыми кассовыми терминалами, есть и современное программное обеспечение — для передачи и обмена информацией в электронном виде. Сегодня мы обращаемся к городским властям с просьбой о содействии возвращению этой услуги почте, что удобно и для почты, и для горожан.
— Вячеслав Борисович, какие новые услуги почтовой связи будут предложены в 2008 году?
— Услуги экспресспочты в «ЕМS Почта России» (надежная курьерская доставка в самый дальний уголок страны, мира), отправления 1 класса (ускоренные внутренние почтовые отправления), интерактивные почтовые отправления с товарным вложением (к примеру, пересылка диска), услуги электронных денежных переводов КиберДеньги, реализация театральных билетов, развитие по обслуживанию банковских карт.
Татьяна Ковачева №27(22190)
14.02.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →