4 февраля 2008 года. 09:24

Феномен «талантливого ученика» существует благодаря феномену «учителяподвижника»

Похоже, эти учителя действительно знают, что надо изо дня в день говорить школьникам, чтобы те, взяв подмышку вузовские учебники, не спеша перешли из разряда обычных учеников в разряд одаренных. Переход часто знаменуют собой многочисленные победы на областных, российских и международных олимпиадах. Тринадцать череповецких школьников по только­тольк подведенным итогам областного этапа школьной олимпиады получили дипломы первой степени. Раскрыть карты и рассказать о феномене «талантливого ученика» согласились некоторые череповецкие преподаватели.
— У них невообразимые мозги и феноменальная память. Я восхищаюсь этими детьми! — говорит заслуженный учитель России, преподаватель биологии школы № 37 Альмира Бабушкина и, загадочно улыбнувшись, продолжает: — Вы знаете, чем два моих лучших ученика — Григорий Армеев и Евгений Пашнин — занимаются на перемене?

Как оказалось, десятиклассники с «феноменальной памятью» пытаются вырастить в пробирке вещество со сложнопроизносимым названием. Альмира Бабушкина к подобным опытам относится с пониманием, а потому дверь в лаборантскую не закрывает никогда. С конца прошлого века ее ученики каждый год побеждают на всевозможных олимпиадах. Но вспоминая о своей самой большой победе, она произносит только одно имя. Пока одно. «Это был, по­моем, 1994 год. Мой ученик Роман Расов поехал на международную олимпиаду, которая проходила в Белоруссии. Сейчас он заканчивает МГУ, занимается вирусологией. Пока же кандидат на очередную международную олимпиаду по биологии — мой Гриша Армеев», — рассказывает Альмира Бабушкина. И тут же оговаривается, что такая победа — удел избранных. Мол, талант талантом, а трудолюбие и усидчивость никто не отменял.

— Интеллект у наших школьников все­так снижается. Слишком много у них соблазнов. Тот же компьютер… Зачем, например, моим ребятам представлять, как выглядит элементарная митохондрия, когда они могут ее увидеть на жидкокристаллическом мониторе компьютера. Это, конечно, хорошо, но воображение­т не работает! И вообще, детей у нас все меньше и меньше, а потому и умных среди них не так много, как хотелось бы…

Учитель русского языка и литературы женской гуманитарной гимназии Елена Кокунина после семи лет работы в школе уверена в обратном: талантливых детей в Череповце не становится меньше. А вот настойчивых и упорных — действительно не хватает. Виновник многих бед — все тот же компьютер.

— У ребят кроме занятий русским языком хватает других интересов. Я, например, еще с пятого класса приглядываю детей, которые в будущем могут побеждать. Даю им возможность проявить себя, езжу с ними на конференции, «круглые столы». С интереса к их мнению начинается и их «болезнь» литературой и русским языком. Очень приятно заниматься с теми учениками, которые увлекаются спортом. У них дух соревнования в крови. На олимпиадах они умеют вовремя собраться, выложиться, что называется, здесь и сейчас, — открывает секрет успеха Елена Кокунина, чьи ученицы Яна Райкова и Анастасия Плотникова (10 класс) получили на областном туре олимпиады по русскому языку дипломы второй степени.

Здесь деньги ничего не решают. Учитель за подготовку победителей олимпиад получает лишь «благодарность» и работает на два имиджа: свой и города.

— Подготовить ребенка к олимпиаде — это огромный труд, который должен быть оплачен. А мы просто­напрост подвижники. Я знаю около 20 педагогов со всей России, которые каждый год привозят своих ребят на олимпиаду по биологии. Исчезнет такой учитель, исчезнет и регион. А я надеюсь, что когда­нибуд интеллект в России будет все­так высоко цениться, равно как и умение работать мозгами. Бегала раньше по чиновникам и спонсорам, мол, помогите на олимпиаду съездить, а мне отвечали: «Была бы у вас спортивная команда, на футболки которой можно свой логотип поставить, помогли бы. А что ваш умный ребенок?» А этот ребенок потом лекарство от СПИДа придумает… Вот поэтому и готовлю к олимпиадам талантливых детей. Пусть вкус победы знают, — объясняет Альмира Бабушкина.

Впрочем, кроме вкуса победы, победители общероссийских олимпиад получают от 30 до 60 тысяч рублей и сертификат ЕГЭ, написанный на 100 баллов. Как отмечают учителя, одаренные ребята, начитавшись толстых вузовских учебников, редко пишут ЕГЭ на максимальный балл.

Педагогу Елене Кокуниной филологическое образование не мешает со знанием дела рассуждать о геометрической прогрессии. Мол, именно так должно расти число уверенных школьников. А для этого не мешало бы ввести дополнительные часы для индивидуальной подготовки к олимпиадам. Ведь предусмотрены занятия для тех, кто с первого раза готов запомнить лишь цвет школьного учебника. А еще мечтается учителю литературы и русского языка из ЖГГ, чтобы ее ученицам время от времени преподаватели из вуза лекции читали.

— К сожалению, наша система образования ориентирована на ученика с весьма средними способностями. Талантливым ребятам будто говорят: оставайся как все. Отклонение от нормы часто раздражает. Может быть, поэтому у нас не так уж и много одаренных? — то ли спрашивает, то ли сама же отвечает на никем не заданный вопрос заслуженный учитель России Альмира Бабушкина.

Екатерина Дементьева
№19(22182)
04.02.2008

Источник: Газета «Речь»