Почему важно быть православным?
Сегодня в разделе «Православие» мы начинаем публиковать цикл бесед с известным православным богословом, профессором Московской духовной академии и семинарии Алексеем Ильичем Осиповым.
Профессор Осипов, оставаясь светским человеком, стал один из самых авторитетных специалистов по православной тематике. Алексей Ильич часто выступает с лекциями перед различными аудиториями. Несколько раз он приезжал в Череповец и Вологду. Профессора Осипова связывает давняя и тесная дружба с Архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом. Слушатели, как правило, задают профессору Осипову множество вопросов. Ответы на них «Речь» приводит в сокращении. И еще одно существенное замечание. В нашу эпоху «политкорректности» чуть ли не преступлением считается отстаивание своей собственной точки зрения. А споры на религиозную тематику зачастую и вовсе душатся в зародыше — мол, лучше никого не обижать. Но на самом деле адепты каждой веры уверены в том, что именно их религия является истинной. И пытаются это доказать другим. А иначе что это за религия?! Советуем помнить об этом тем, кому некоторые формулировки профессора Осипова покажутся «неполиткорректными» или чересчур резкими. С другой стороны, блестящая образованность и глубокая эрудированность Алексея Ильича, его философский склад ума вкупе с бескомпромиссностью делают лекции и беседы профессора Осипова интересными не только для воцерковленных православных, но и для людей светских — думающих и с широким кругозором. Сергей КОМЛЕВ, ведущий раздела «Православие»
— Алексей Ильич, существуют православие, католицизм, протестантизм, почему так важно быть именно православными?
— Для того чтобы понять, почему нужно держаться именно Православия, а не других конфессий, нужно познакомиться с тем, какому пути спасения учат другие конфессии. Только в сравнении можно убедиться, что истинно, а что ложно. Церковь узнается по своим святым: скажите мне, кто ваши святые, и я вам скажу, какова ваша вера.
Приведу простые примеры. Одна католическая святая видит «Христа» и «входит в Его бок», «пьет Его кровь», видит себя «во мраке Святой Троицы». В храме бьет себя и кричит душераздирающе: «Куда ты, мой возлюбленный, ушел? Я еще не насладилась». Это она о Христе так. Мы бы, наверное, сказали: какаято ненормальная. Нам говорят: «Нет, святая! Это блаженная Анжела, жившая в XIII веке». Ну ладно, может быть, она исключение. Посмотрим на другую святую — Терезу Авильскую, жившую в XVI веке. Она молится, думает о страданиях Христа, видит его, обращается к нему, он является к ней многократно. В одном из явлений он говорит ей: «До этого времени я был бог твой, отныне я не только бог твой, но и супруг твой». Тереза в обморочном состоянии только шепчет: «О, бог мой, супруг мой». И дальше пишет о нем: «Возлюбленный зовет таким пронзительным свистом, что не услышать этого невозможно. Изнемогает душа моя от желания». С Катариной Сиенской происходит то же самое, Христос обнимает ее, прижимает ее к себе, и она тоже учитель Церкви.
Интересно, как я могу относиться к католической Церкви, для которой идеалами и высшими святыми, учителями Церкви являются такие люди?
Мне приходилось ставить эти вопросы перед представителями католической Церкви, они о чем угодно могут спорить, но об этом — ни слова, будто этих проблем не существует. Причина ясна: ни один разумный человек не назовет эти вещи нормальными.
А Православие настраивает человека на очищение души от тех страстей, которые, если он совсем с ума не сошел, видит в себе каждый день в избытке.
Теперь о протестантизме, здесь дело еще проще. Их учение можно сформулировать так: тому, кто уверовал во Христа, грех не вменяется в грех, причем верующему прощаются грехи прошедшие, настоящие и даже будущие. Да как же это можно? Но таково учение протестантизма, что Христос оправдал нас, и отныне мы, грешные, праведны праведностью Христовой. Не мы изменяемся, а Бог изменил к нам отношение, Бог меняется, а не человек.
Я не могу принять такой веры, я чувствую здесь глубокое заблуждение, фальшь. Евангелие стоит на том, чтобы я менялся, а иначе зачем нужны заповеди?
Западное христианство находится в глубочайшем духовном кризисе, оно полностью обмирщилось.
Поэтому нужно быть православными. Хотя мы тоже находимся в непростом состоянии, но мы хотя бы помним: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6, 33).
— Вы говорите, что религия — это связь человека и Бога. Если ислам и буддизм — это религии, то с каким Богом эти религии связывают человека?
— Я бы привел такой пример. Есть номер телефона, по которому я могу позвонить и связаться с нужным человеком, а мне говорят: «Нет, номер другой», а другие убеждены, что номер третий. Но номерто правилен только один!
Религии, прежде всего, отличаются пониманием Бога, учением о Боге. Ведь человек может обращаться к Богу поразному, может рассматривать Его как даятеля земных благ, забыв о том, что человек — вечное существо, отнюдь не временное и земное. И поскольку Бог является основным идеалом, по образу Которого человек должен жить, то от учения о Боге зависит и сам характер религии. Бог один, но представления о нем различны, и поэтому в разных религиях человек поступает различным образом. По неправильному телефону человек звонит не туда. Имея не ту религию, молится не тому богу, то есть выстраивает свою жизнь по своему представлению о Боге: это может быть бог мести, бог обмана, а может быть и Бог любви. В соответствии с этим меняется душа человека, она устрояется или по образу истины, или по образу заблуждения.
— Какие цели преследуют секты, особенно те, которые возникли в XIX веке, — материальные или духовные?
— Сами секты не преследуют никакой цели, определенные цели преследуют руководители сект. Организуются эти секты по разным мотивам. С моей точки зрения, секты возникают по мотивам так называемой «прелести». Но «прелести» не в смысле чегото восхитительного, а от слова «прелестный», то есть «заблуждающийся». То есть человек, который мнит о себе и, как следствие этого, неправильно понимает, истолковывает и предлагает другим христианскую веру. В народе есть такое выражение: «зачитался Библией», то есть свихнулся. Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает, что христианину прежде, нежели читать само Писание, нужно читать святых Отцов, у которых дано правильное понимание Священного Писания, ибо, пишет он, «и бесы толкуют Писание на погибель и прельщение внимающим им». Поэтому те, которые читают Библию, не зная Отцов, создают свое, как правило, совершенно ложное ее понимание. Те из них, которые способны воздействовать на других, создают секты. Это люди, впавшие в прелесть и гордыню. Сектой и называется то общество, в котором руководитель является не только абсолютным ее главой и повелителем, но и с фанатичным упорством проповедует собственное толкование Библии.
Есть, конечно, хитрые люди, проходимцы, которые создают псевдорелигии с целью материальной выгоды. Но основная причина возникновения сект заключается в состоянии прелести их основателей.
— Как вы оцениваете перспективы действия сект в России?
— Чем меньше человек знает истинную религию, чем хуже он понимает Православие, тем легче ему увлечься чем угодно. Россия жила Православием тысячу лет, эта религия проверена долговременным опытом. Время говорит о многом, но это не главное, важно увидеть, что дает Православие человеку и куда оно его ведет. И сегодня ситуация очень сложная, у нас еще очень мало людей, которые могут хорошо показать, что такое Православие и что оно дает человеку. Мы стоим перед идеологическим натиском Запада, и он действует по всем направлениям. Религиозный фактор здесь один из самых мощных, он проявляется и в деятельности сект. Проникновение в Россию чужеродных элементов сектантства, западного христианства — это показатель бедственного положения в духовном состоянии нашего народа. Не волки плохие, а плохой хозяин, который построил дырявый забор, через который волки таскают овец.
№18(22181)
01.02.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →