1 февраля 2008 года. 09:27

Почему важно быть православным?

Сегодня в разделе «Православие» мы начинаем публиковать цикл бесед с известным православным богословом, профессором Московской духовной академии и семинарии Алексеем Ильичем Осиповым.
Профессор Осипов, оставаясь светским человеком, стал один из самых авторитетных специалистов по православной тематике. Алексей Ильич часто выступает с лекциями перед различными аудиториями. Несколько раз он приезжал в Череповец и Вологду. Профессора Осипова связывает давняя и тесная дружба с Архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом. Слушатели, как правило, задают профессору Осипову множество вопросов. Ответы на них «Речь» приводит в сокращении. И еще одно существенное замечание. В нашу эпоху «политкорректности» чуть ли не преступлением считается отстаивание своей собственной точки зрения. А споры на религиозную тематику зачастую и вовсе душатся в зародыше — мол, лучше никого не обижать. Но на самом деле адепты каждой веры уверены в том, что именно их религия является истинной. И пытаются это доказать другим. А иначе что это за религия?! Советуем помнить об этом тем, кому некоторые формулировки профессора Осипова покажутся «неполиткорректными» или чересчур резкими. С другой стороны, блестящая образованность и глубокая эрудированность Алексея Ильича, его философский склад ума вкупе с бескомпромиссностью делают лекции и беседы профессора Осипова интересными не только для воцерковленных православных, но и для людей светских — думающих и с широким кругозором. Сергей КОМЛЕВ, ведущий раздела «Православие»

— Алексей Ильич, существуют православие, католицизм, протестантизм, почему так важно быть именно православными?

— Для того чтобы понять, почему нужно держаться именно Православия, а не других конфессий, нужно познакомиться с тем, какому пути спасения учат другие конфессии. Только в сравнении можно убедиться, что истинно, а что ложно. Церковь узнается по своим святым: скажите мне, кто ваши святые, и я вам скажу, какова ваша вера.

Приведу простые примеры. Одна католическая святая видит «Христа» и «входит в Его бок», «пьет Его кровь», видит себя «во мраке Святой Троицы». В храме бьет себя и кричит душераздирающе: «Куда ты, мой возлюбленный, ушел? Я еще не насладилась». Это она о Христе так. Мы бы, наверное, сказали: какая­то ненормальная. Нам говорят: «Нет, святая! Это блаженная Анжела, жившая в XIII веке». Ну ладно, может быть, она исключение. Посмотрим на другую святую — Терезу Авильскую, жившую в XVI веке. Она молится, думает о страданиях Христа, видит его, обращается к нему, он является к ней многократно. В одном из явлений он говорит ей: «До этого времени я был бог твой, отныне я не только бог твой, но и супруг твой». Тереза в обморочном состоянии только шепчет: «О, бог мой, супруг мой». И дальше пишет о нем: «Возлюбленный зовет таким пронзительным свистом, что не услышать этого невозможно. Изнемогает душа моя от желания». С Катариной Сиенской происходит то же самое, Христос обнимает ее, прижимает ее к себе, и она тоже учитель Церкви.

Интересно, как я могу относиться к католической Церкви, для которой идеалами и высшими святыми, учителями Церкви являются такие люди?

Мне приходилось ставить эти вопросы перед представителями католиче­ской Церкви, они о чем угодно могут спорить, но об этом — ни слова, будто этих проблем не существует. Причина ясна: ни один разумный человек не назовет эти вещи нормальными.

А Православие настраивает человека на очищение души от тех страстей, которые, если он совсем с ума не сошел, видит в себе каждый день в избытке.

Теперь о протестантизме, здесь дело еще проще. Их учение можно сформулировать так: тому, кто уверовал во Христа, грех не вменяется в грех, причем верующему прощаются грехи прошедшие, настоящие и даже будущие. Да как же это можно? Но таково учение протестантизма, что Христос оправдал нас, и отныне мы, грешные, праведны праведностью Христовой. Не мы изменяемся, а Бог изменил к нам отношение, Бог меняется, а не человек.

Я не могу принять такой веры, я чувствую здесь глубокое заблуждение, фальшь. Евангелие стоит на том, чтобы я менялся, а иначе зачем нужны заповеди?

Западное христианство находится в глубочайшем духовном кризисе, оно полностью обмирщилось.

Поэтому нужно быть православными. Хотя мы тоже находимся в непростом состоянии, но мы хотя бы помним: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6, 33).

— Вы говорите, что религия — это связь человека и Бога. Если ислам и буддизм — это религии, то с каким Богом эти религии связывают человека?

— Я бы привел такой пример. Есть номер телефона, по которому я могу позвонить и связаться с нужным человеком, а мне говорят: «Нет, номер другой», а другие убеждены, что номер третий. Но номер­то правилен только один!

Религии, прежде всего, отличаются пониманием Бога, учением о Боге. Ведь человек может обращаться к Богу по­разному, может рассматривать Его как даятеля земных благ, забыв о том, что человек — вечное существо, отнюдь не временное и земное. И поскольку Бог является основным идеалом, по образу Которого человек должен жить, то от учения о Боге зависит и сам характер религии. Бог один, но представления о нем различны, и поэтому в разных религиях человек поступает различным образом. По неправильному телефону человек звонит не туда. Имея не ту религию, молится не тому богу, то есть выстраивает свою жизнь по своему представлению о Боге: это может быть бог мести, бог обмана, а может быть и Бог любви. В соответствии с этим меняется душа человека, она устрояется или по образу истины, или по образу заблуждения.

— Какие цели преследуют секты, особенно те, которые возникли в XIX веке, — материальные или духовные?

— Сами секты не преследуют никакой цели, определенные цели преследуют руководители сект. Организуются эти секты по разным мотивам. С моей точки зрения, секты возникают по мотивам так называемой «прелести». Но «прелести» не в смысле чего­то восхитительного, а от слова «прелестный», то есть «заблуждающийся». То есть человек, который мнит о себе и, как следствие этого, неправильно понимает, истолковывает и предлагает другим христианскую веру. В народе есть такое выражение: «зачитался Библией», то есть свихнулся. Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает, что христианину прежде, нежели читать само Писание, нужно читать святых Отцов, у которых дано правильное понимание Священного Писания, ибо, пишет он, «и бесы толкуют Писание на погибель и прельщение внимающим им». Поэтому те, которые читают Библию, не зная Отцов, создают свое, как правило, совершенно ложное ее понимание. Те из них, которые способны воздей­ствовать на других, создают секты. Это люди, впавшие в прелесть и гордыню. Сектой и называется то общество, в котором руководитель является не только абсолютным ее главой и повелителем, но и с фанатичным упорством проповедует собственное толкование Библии.

Есть, конечно, хитрые люди, проходимцы, которые создают псевдорелигии с целью материальной выгоды. Но основная причина возникновения сект заключается в состоянии прелести их основателей.

— Как вы оцениваете перспективы действия сект в России?

— Чем меньше человек знает истинную религию, чем хуже он понимает Православие, тем легче ему увлечься чем угодно. Россия жила Православием тысячу лет, эта религия проверена долговременным опытом. Время говорит о многом, но это не главное, важно увидеть, что дает Православие человеку и куда оно его ведет. И сегодня ситуация очень сложная, у нас еще очень мало людей, которые могут хорошо показать, что такое Православие и что оно дает человеку. Мы стоим перед идеологическим натиском Запада, и он действует по всем направлениям. Религиозный фактор здесь один из самых мощных, он проявляется и в деятельности сект. Проникновение в Россию чужеродных элементов сектантства, западного христианства — это показатель бедственного положения в духовном состоянии нашего народа. Не волки плохие, а плохой хозяин, который построил дырявый забор, через который волки таскают овец.


№18(22181)
01.02.2008

Источник: Газета «Речь»