Первый корректор «Коммуниста»
Полвека прошло с тех пор, как Людмила Петровна Новикова оставила работу в редакции газеты «Коммунист», где была первым и вплоть до выхода на пенсию единственным корректором. В общей сложности ее газетный стаж насчитывает 33 года. Сын Новиковой, Ростислав Алексеевич, встретил нас у себя дома с «черным ящикомбортописце» — дамской сумочкой из черной кожи: «С ней мать ходила на работу». С помощью этой вещи мы восстанавливали жизнь первого корректора нашей газеты: то, чего не сохранила человеческая память, осталось в содержимом сумочки — в бумагах.
Впрочем, дело даже не в памяти. Ростислав Алексеевич помнит о матери все — из того, что мог узнать о ней: времени на общение с сыном у Людмилы Петровны почти не было. «Работала она днем и ночью, — объясняет сын. — Ни отпусков не было, ни выходных. Только утром, считай, виделись, пока я в школу собирался. А с работы она возвращалась поздним вечером, часто за полночь — я уже спал».
Письменное подтверждение «ночной жизни» корректора оставила Великая Отечественная война.
— Вот такое разрешение ей было выдано, — Ростислав Алексеевич, порывшись в «черном ящике», достает потрепанный листок с чернильной записью. Читаю: «Пропуск на право хождения по г. Череповцу с 24 часов вечера до 4 часов утра». И подпись: «комендант города полковник Дубовицкий».
Самая свежая бумага, хранимая в сумочке, датируется 1981 годом. Это бережно вырезанная из номера «Коммуниста» публикация, посвященная 80летнем юбилею Людмилы Петровны. Конечно же, автор заметки основной акцент делает именно на трудовые будни героини. «Людмила Петровна, — пишет корреспондент, — была первой радисткоймашинистко, первым и на долгие годы единственным корректором «Коммуниста». Потом к нему прибавились две совхозные многотиражки. Когда не стало совхозных газет, она одновременно корректировала нашу и многотиражки «Стахановец Шексны» и «Ударную стройку». И не только их, но и многочисленные типографские заказы. Удивительнее всего то, что со всей этой работой справлялась она одна. Редко и эпизодически был у нее помощник — подчитчик». Уже тогда, в 1981 году, из первого состава редакции в живых оставалось только два человека — героиня публикации и метранпаж Ориничев. И Людмила Петровна, отвечая на вопрос о рабочем графике, вспоминала тогда:
— Не я одна, а и Михаил Кириллович Ориничев, и редакторы часов по четырнадцать подряд проводили в типографии в дни выхода газеты. Домой придешь и дома еще читаешь — боишься, не пропустила ли какую ошибку.
— Да, — подтверждает Ростислав Алексеевич, — строгости за ошибки были ой какие! Цензура диктовала, например, правила написания имениотчеств товарища Сталина. Не дай бог, будет перенос или рядом окажется неподходящее слово. За каждую оплошность сотрудников редакции таскали через дорогу — в НКВД. И мать тоже таскали, беседы проводили. Она сильно переживала.
В 1937 году Людмила Петровна ездила в Ленинград на месячные курсы по повышению квалификации, чему имеются два документальных свидетельства. Вопервы, извещение, в котором написано: «Дано Сектором Райпечати Леноблисполком Череповецкому райиздательству, что командируемый Вами тов. Новикова окончила курсы по повышению квалификации корректоров районных газет со следующими отметками. Русский язык: устное — отлично, письменное — отлично. Корректура: теория — хорошо, техника — хорошо». Вовторы, толстая тетрадь с конспектами лекций и практическими заданиями, именуемыми диктовками. 70летня тетрадь пожелтела, но фиолетовые чернила ничуть не выцвели. С высоты XXI века очень занятно посмотреть, какие темы поднимались в этих диктовках. Например, о метро: «Мы мчимся в метро под Москвой; под новыми ее домами, под площадями, под Малым театром, под Охотным рядом, под вашей кроватью, уважаемый читатель. Вагон идет ровно: без сотрясений, качаний, толчко. И внутри, и снаружи вагоны метро гораздо изящнее и легче трамвайных. За зеркальными окнами, одна за другой, меняются панорамы грандиозных подземных дворцов. Движущиеся лестницы, голубые изразцы, фарфоровые шашки, бронзовые мосты, отделки — все поражает здесь глаз. Поражает и обилие света, и изумительная чистота, и порядок во всех подземных помещениях. Здесь нет толкотни, очередей, растерянных и беспокойных лиц — этих неприятных спутников трамвая. Пассажиры метро спокойно читают в пути газету, миролюбиво беседуют».
Тематика диктовок свидетельствует: помимо профессионального совершенствования корректоров эти курсы преследовали еще одну цель — идеологическую подковку. Взять, к примеру, диктовку об угрозе войны: «Под лицемерные разговоры о мире капиталисты спешно готовятся к войне с нами, надеются оказаться сильнее нас в военной технике. <…> Но с хищниками борются их же оружием. Нам нужно готовиться к вооруженному отпору. Оборона страны обеспечивается ее хозяйственны ростом, возможностью не зависеть в этом отношении от других стран. Техника грядущей войны стирает грани между фронтом и глубоким тылом. Никт не гарантирован ни от каких неожиданностей. Если не научишься защищаться от ядовитых газов, легко погибнешь в тылу. Знакомьтесь заранее со всеми мерами защиты. Встаньте все на оборону страны в минуту опасности».
Через четыре года минута опасности наступила, и Людмила Петровна встала на оборону страны. «В годы Великой Отечественной войны, — сообщается в заметке, посвященной 80лети корректора, — в нашем городе находились на излечении тысячи раненых фронтовиков. Не один десяток их был спасен от смерти и возвращен в строй кровью Людмилы Петровны Новиковой. Прямо изз стола корректора она уходила на пункт переливания крови, что находился около городского парка. Сдав кровь, иногда до четырехсот граммов сразу, возвращалась на работу».
Этим словам тоже есть документальное доказательство — личная книжка донора. Несколько маленьких страничек, защищенных тонкими корочками, испещрены отметками. На последних страничках — свидетельство жесткости военного времени. Там детально расписаны «Правила для донора», в одном из пунктов которых значится: «Донор обязан являться для дачи крови безотказно днем и ночью. Отказ от дачи крови без уважительной причины рассматривается как отказ от оказания помощи больному».
— Впоследствии, — говорит Ростислав Алексеевич, — мать была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг».
При всех своих трудовых подвигах, полуночных рабочих буднях Людмила Петровна воспитывала сына одна. Муж умер, когда Ростиславу было всего шесть лет. Этот факт тоже хранится в маленьком «семейном архиве».
— Вот здесь, в рубрике «Сообщение о смерти», — достает Ростислав Алексеевич из сумочки ветхую страничку «Коммуниста» от 1932 года.
Сложенная и протершаяся на сгибах, она содержит публикацию: «Жена с прискорбием извещает родственнико и бывших сослуживцев о смерти Алексея Алексеевича Новикова, последовавшей в Ленин в больнице им. Карла Маркса».
Список наград, которые Людмила Петровна получила за труд, содержится в еще одном потрепанном временем документе — трудовой книжке. Ростислав Алексеевич открывает книжку на странице со сведениями о «поощрениях и награждениях», с которыми работникам XXI века тоже занятно ознакомиться: в них весь дух тридцатых. К примеру, 8 Марта 1934 года Людмила Петровна, как, наверно, и многие женщины Череповца, встречала в обновке — джемпере, которым была премирована. Следующую обновку — шелковую блузку — она получила в качестве премии уже спустя три года, и тоже к Женскому дню. В промежутках между ними были радио, которым ее наградили в 20 годовщину Октябрьской революции, и «посылка по 2 группе», содержание которой Ростислав Алексеевич припомнить не смог. Были, конечно, и денежные премии по 50, 100 рублей. А запись от 15 мая 1944 года сообщает, что Новикова занесена в Книгу почета.
О том, что труд товарища Новиковой ценили, свидетельствуют и записи об окладах. В 1932 году, когда Людмила Петровна была переведена на должность корректора, ее ставка составляла 120 рублей в месяц. В 1937 ей был установлен оклад в размере 350 рублей в месяц — «ввиду ненормальных условий работы, так как работает исключительно ночью».
Конечно, были не только печали, война и ежедневный труд — были и праздники.
— Коллективно отмечали два праздника — 1 Мая и Октябрьскую революцию. Собирались и у нас дома. Сначала на демонстрацию сходят, а потом к нам за стол. Играли на гитаре, пели песни. Пили вино, но аккуратно, не безобразили — обстановка была исключительная. Вообще коллектив редакции был очень дружный, жили без распрей, ничего между собой не делили. Помню ответственного секретаря Волкова, журналиста Бачина, директора типографии Смирнова. Да вот они, — Ростисла Алексеевич, опустошив «семейный архив», достает последние, самые главные документы — фотографии. Среди нескольких коллективных есть фотография, где объектив зафиксировал Людмилу Петровну на ее рабочем месте с пером и латунной линейкой.
— При помощи этой линейки мать и вычитывала тексты. Вот она, до сих пор хранится, правда, потемнела совсем…
Татьяна Тихонова
№15(22178)
29.01.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →