28 января 2008 года. 08:02

Как поднять учительскую зарплату

Реформа оплаты труда череповецких педагогов основывается на трех принципах
Обещать­то давно обещают, мол, скоро зарплаты учителям вырастут почти в два раза. В Череповце «скоро» наступит, самое позднее, в 2009 году. Именно тогда в области в полную силу заработает отраслевая система оплаты труда учителей. «Речь» попыталась понять, так ли хорошо живется педагогам в тех регионах, где новая система уже давно не новшество, и чего же, в конце концов, ждать череповецким учителям.

А ждать им, пожалуй, следует денег. По крайней мере, это пообещал начальник городского управления образования Николай Печников. И если сейчас средняя заработная плата у педагогов в Череповце 7 — 8 тыс. руб., то после введения новой системы оплаты труда она станет 10 — 11 тыс. руб. Впрочем, единая для всей страны система оплаты труда учителей невозможна. В каждом регионе специальная комиссия, опираясь на базовые принципы, разработанные в Министерстве образования и науки, создает свою систему.

Николай Печников рассказал, почему система, которая сейчас разрабатывается в области, скорее всего, придется по душе череповецким учителям:

— Сейчас в эксперимент по отраслевой системе оплаты труда включены больше 20 регионов, а также Москва, Санкт­Петербург, Тюмень. В этом году на нее перейдут еще 10 регионов. Что касается Вологодской области, то у нас до 2009 года еще есть время, чтобы учесть те ошибки, которые были сделаны в других областях. По какому пути пойдет Вологодчина, ответить сложно. Тюменский вариант — это первый, который мы рассматривали. Потом изучали питерский. На сегодня Вологодская область работает над своей моделью. Уже создана рабочая группа, которая в феврале представит проект. Первоначально в области будут определены экспериментальные районы, потом их опыт будет распространяться в том числе и на городские школы.

Как пояснил Николай Печников, реформа основывается на трех принципах. Во­первых, кроме уроков учителю оплатят все, что он делает для своих школьников, включая массовые походы в кино или проверку тетрадей. Во­вторых, размер заработной платы будет зависеть и от того, какие знания получат его ученики, и от их количества на уроках. И в­третьих, оценивать работу учителя и влиять на процесс обучения будут так называемые общественные советы.

А вот дальше начинаются споры. По каким принципам дифференцировать учительские ставки? В Тюмени говорят однозначно, мол, по сложности предмета. К первой, привилегированной, группе там отнесли учителей русского и иностранных языков, литературы, математики, первого класса начальной школы. Помимо базовой ставки преподаватели этих предметов получают еще и весьма ощутимую прибавку к зарплате. А вот учителям астрономии, физвоспитания, ИЗО, музыки, черчения и ОБЖ это может только сниться.

— Мы предполагаем, что у нас на зарплату категория предмета влиять не будет. Математика это, или физкультура, или технология, — мы же говорим о качественном уроке… Несправедливо, когда учитель, предположим, литературы получает больше, чем преподаватель химии, если, конечно, они выполняют один и тот же объем работы, — отмечает Николай Печников.

Модель, разработанная специалистами из Санкт­Петербурга, дифференцирует оплату труда в зависимости от уровня образования, стажа и должности педагогов. «На новую систему оплаты труда наша Вторая Новосибирская гимназия перешла с 1 сентября этого года. У руководителей теперь больше возможностей поощрить тех учителей, которые работают лучше других. Зарплата действительно стала больше. Но это повышение незначительно. Выросла стоимость часа. Если раньше один академический час учителя высшей категории стоил почти 51 рубль, то сейчас — 60 рублей. А средняя нагрузка у наших педагогов 24 — 27 часов в месяц. Вот и выходит, что раньше учителя получали где­то в районе 9 тыс. руб. в месяц, а стали — 12 тыс. руб., — рассказывает по телефону директор Второй Новосибирской гимназии Ирина Михно. — Что касается неизбежного разделения заработной платы на базовую и стимулирующую части, то и здесь у нас было немало проблем. С базовой частью, впрочем, все ясно. Это та четкая сумма, которую преподаватель получит гарантированно. А вот что будет влиять на размер стимулирующей части? Здесь самими педагогами были разработаны критерии. Это и участие школьников в олимпиадах, победы в соревнованиях, научные публикации, открытые уроки, участие педагогов в семинарах, результаты ЕГЭ».

— Что у нас будет точно, так это переход на подушевое финансирование. Безусловно, больше проблем будет на селе, чем в городе. Потому что там очень много так называемых малокомплектных школ. В Череповце, например, наполняемость обычных классов — 25 человек. И это полностью соответствует всем нормам. Что касается сельских школ, то их ждут коренные преобразования, — объясняет Николай Печников. — Главное при переходе на новую систему оплаты труда — это качество обучения. И где бы ученик ни находился, на селе или в городе, он должен получить полноценное образование. Но если школа малокомплектная, крайне сложно найти квалифицированных учителей. Поэтому мы говорим о создании в районе одной или нескольких базовых школ. Например, в районном центре. И детей в эту школу возить. Скажем, на школьных автобусах. Деревенский сход должен будет решить, закрыть свою малокомплектную школу или нет.

— Кто же согласится закрыть единственную школу?

— Здесь варианты могут быть разные. Людей надо убедить, что это действительно выгодно для их детей, для их будущего. Да, проблем здесь предостаточно. Что касается Череповца, то у нас речь не идет о закрытии школ. Если, конечно, там учатся меньше 400 человек, у таких школ действительно будут проблемы. Как их решать — может быть, через дотации из бюджета, или придется школы объединять, — об этом пока говорить рано.

— Будут ли сокращать количество учителей после введения отраслевой системы оплаты труда?

— Однозначно, что речь может пойти о сокращении штатов. Каких? Учителя мы не можем просто сократить. Ведь количество педагогов зависит от количества классов. Поэтому большую роль будет играть то, как станет формироваться контингент учащихся в школе. Конечно, мы пережили уже 1995 год, когда рождаемость резко падала. В ближайшей перспективе параллели будут формироваться на таком же количественном уровне, как сейчас. Может быть, с небольшим ростом. Поэтому раньше времени учителям волноваться не стоит. Возможно, сокращение будет касаться администрации, каких­то других специалистов. Но здесь надо учесть и то, что если школа не будет полностью укомплектована учениками, то учитель сам окажется перед необходимостью искать место, где больше школьников и, соответственно, выше зарплата. Поэтому важно, чтобы у школы было свое лицо. Она должна привлекать учеников в свои стены.

Споры не заканчиваются за пределами кабинетов чиновников. Они продолжаются и среди учителей. Преподаватели, приехавшие в Череповец на конкурс «Учитель года­2007», рассказали «Речи» о том, что изменилось в их школах после введения новой системы оплаты труда.

— Школа у нас очень маленькая — всего 350 человек. А в эксперимент мы вступили еще в прошлом году. Если бы нас не под­держивал город, мы бы не выжили. Возможно, нам придется объединяться с какой­то другой школой. Конечно, мы могли бы и добрать учеников, но не позволяет помещение. Честно говоря, мы боимся, что придется искать новое место работы. Ведь чем больше класс, тем выгоднее получается провести урок. И еще вопрос, планируются ли маленькие специализированные школы, как наша, или идет глобализация даже в этом… — рассказывает учитель французского и англий­ского языков гимназии № 3г. Самары.

— Мы в эксперименте по оплате труда еще с 2006 года. И подушевое финансирование у нас тоже есть. Я скажу о себе: мне больше не нужно ломать голову над тем, как прокормить семью. И заниматься репетитор­ством тоже больше не обязательно. У меня достойная заработная плата. И если я и раньше гордилась тем, что я учитель, то теперь это чувство еще сильнее. Мне приятно за всех учителей, приятно, что на нас обратили внимание, — призналась «Речи» преподаватель математики московской школы № 2030 Анна Мехед, победитель «Учителя года России­2007».

— Причина реформы проста: учеников все меньше, и, чтобы не появлялись батальоны безработных учителей, нужно так или иначе переходить на другую систему оплаты труда. Ну хорошо, будем готовить определенную «подушку», чтобы смягчить удар по учителям, — разводит руками директор череповецкой школы № 37 Дмитрий Кузьмин. — Вы думаете, почему победитель конкурса «Учитель года России­2006» Андрей Успенский работает у меня в школе? Потому что у него, видимо, зарплата нормальная. Да, у меня родители учеников доплачивают некоторым учителям. И поэтому первоклассные преподаватели работают у меня. Сколько доплачивают — это коммерческая тайна. Это зависит от стажа, квалификации. Но чтобы привлечь хорошего, грамотного специалиста, ему нужно платить. Потому что за идею даже учителя уже не работают. Так что я здесь грубый реалист. И потому готов к тем преобразованиям, которые нас ждут. По­смотрим, что будет…

Директор гуманитарного института ЧГУ Александр ЧЕРНОВ:

— Сколько должен получать учитель? Ну, давайте вспомним старый закон, в котором было прописано, что заработная плата преподавателя должна быть выше средней зарплаты в промышленности. На мой взгляд, мы сейчас можем ориентироваться на страны Западной Европы, где зарплата учителя позволяет отнести его к среднему классу. Преподаватели там могут купить автомобиль, жилье, наконец. Поэтому реформа сейчас необходима, к тому же тарифная система оплаты труда давно себя изжила. Не ниже средней заработной платы по городу должны получать наши преподаватели после 2009 года. Что касается подушевого финансирования, то эта идея, безусловно, здравая, но… Мы должны учитывать демографическую ситуацию в стране и то, что малокомплектные школы в Вологодской области не редкость. Хотя уже неплохо то, что между средними школами может начаться борьба за учеников. Поэтому, сколько получат преподаватели после реформы, будет зависеть от того, как, в общем­то, правильная идея начнет реализоваться на Вологодчине.

Екатерина Дементьева
№14(22177
28.01.2008

Источник: Газета «Речь»