28 января 2008 года. 08:02

Красавицы и чудовища

В городских музее и ДК открылись две коммерческие выставки
В Выставочный зал приехало около сотни коллекционных кукол Барби, а во Дворце культуры «Строитель» поселились доисторические твари, которые, хотя и созданы руками человека, способны двигаться и пугать. В минувшую пятницу красавицы и чудовища вступили в состязание.

«Да вы что, и ничуть они не на одно лицо. Приглядитесь внимательнее: глаза разные, форма лица, прически тоже… Поглядите, у этой ротик закрыт, а у этой приоткрыт. На платьице взгляните — не узнаете руку мастера? Ну что вы — это же сам Кристиан Диор…» — первую экскурсию по экс­позиции «Моя прекрасная Барби» проводит куратор выставки Марина Миронюк. Именно ей пришла идея сделать для Барби из коллекции Яны Мирной (о ней чуть ниже) выставочный тур по России. Сто с лишним симпатичных экспонатов добрались до Череповца и прогостят здесь месяц.

Ей почти пятьдесят пять, но выглядит едва на восемнадцать. В конце 50­х американская мамаша Рут Хэндлер слепила из того, что было, забавную куколку­блондинку для своей дочери. И на ее примере очень скоро поняла: девочкам милее не разные пупсы, предназначенные для того, чтобы их нянькать, а куклы­ровесницы, с которыми можно дружить и которым можно подражать. Спустя несколько лет феномен Барби захватил мир. Корпорация ее имени давно не банальный пластмассовый завод, а шоу­бизнес в миниатюре. Для ее тридцатисантиметровой фигурки шьют эксклюзивную одежду ведущие модельеры мира. Улыбчивая блондинка с широко раскрытыми глазами с младых ногтей по­подруже­ски вдалбливает маленьким покупательницам, как и чем эти ногти красить, в каком доме жить, на какой машине ездить и с каким мужчиной встречаться.

Своего Кена петербургская бизнесвумен Яна Мирная нашла задолго до того, как увлеклась коллекционированием кукол Барби. Первую лет десять назад подарил муж, вторую купила сама, двухсотую прислали из Америки по предварительному заказу. Сегодня Яна состоит во всех возможных клубах коллекционеров Барби и эксклюзивные модели кукол не рвет из рук коллег по хобби в магазинных очередях, а спокойно и без нервов получает от изготовителей по почте. Стоимость иной доходит до пятидесяти тысяч рублей при том, что цена обыкновенной Барби из «Детского мира» — около тысячи. При всей дикости цен покупка коллекционных «изданий» Барби — одно из выгоднейших капиталовложений. В тот же ряд попадают и ее аксессуары. Приобретя иной игрушечный домик, лет через два­дцать продашь по стоимости настоящего. Заботясь об удобстве для собирателей, Барби разбивают на серии — в коллекции Яны Мирной имеются куклы­знаменитости (Мэрилин Монро с Элвисом Пресли приехали в Череповец), Барби­императрицы, Барби­принцессы и другие. Настоящая, впрочем, принцесса у Яны одна — та самая, первая, обыкновенная. Только она имеет право не ездить по городам и весям с выставками.

Стоимость взрослого билета 60 рублей, детского — 40. Будто нарочно, чтобы у родителя и малышки поход на выставку отнял арифметически круглую сотню. Насмотревшись на кукол, дети непременно и немедленно захотят с ними поиграть. К их услугам полная коробка обыкновенных, неэксклюзивных и почему­то раздетых Барби и Кенов, а также специальный уголок для игры. «Дети прекрасно отличают кукол для игры от экспонатов и тянутся к коллекционным Барби. Часто до слез доходит — «хочу», и все. «Мама, купи». Мы в таких случаях объясняем плаксе: ты заберешь куколку, а другие девочки по­смотреть на нее не смогут. Вы знаете, это объяснение действует», — делится педагогическими наработками Марина Миронюк.

Свою пользу и резон, помимо финансового, в экспозиции Барби видит и заведующая Выставочным залом Валентина Тимофеева: «Пусть ребенок сначала на куклу придет посмотреть, дорогу к нам узнает, а потом, может быть, и другие выставки привлекут». Кстати, по словам Валентины Васильевны, на происки пластмассовой девушки ни один из череповецких художников не обижается. Выставочный месяц, отданный под «Мою прекрасную Барби», ни у кого из мест­ных мастеров не отнят. Одна из планировавшихся на февраль выставок со­рвалась накануне.

До января на втором этаже Дворца культуры «Строитель» располагались восковые фигуры, преимущест­венно политических деятелей. Мастодонты иного рода сменили их на боевом посту. Десять фигур доисториче­ских животных, ныне вымерших, поселились во дворце. По каждому персонажу этого собрания в отдельности действительно можно изучать палеонтологию, но явно не случайный подбор зверья копирует «комплект» героев знаменитого мультика «Ледниковый период»: мамонт, шерстистый носорог, саблезубая кошка, плезиозавр, птица диатрима… «Нет, ни к каким мультикам мы отношения не имеем. Наша выставка — научная, — рассказывает менеджер выставки Юлий. — В разработке каждой фигуры принимали участие палеон­тологи, которые по костям угадывали, как выглядели древние животные. Как тут Шрек оказался? Наверное, по ошибке». Детский билет (до 5 лет — бесплатно) на выставку «Гиганты ледникового периода» стоит 120 рублей, взрослый — 180. Как в кино.

Сергей Виноградов
№14(22177
28.01.2008

Источник: Газета «Речь»