26 января 2008 года. 08:50

Гречко знает дату встречи с инопланетянами

и вместе с череповчанами пытается докопаться, откуда произошло человечество
Судя по теленовостям, космонавты в полете только тем и заняты, что купаются без дела в воздухе, глотают пузыри супа из тюбиков да поздравляют обладателей «Оскара» с наградой. Георгий Гречко заслужил популярность в мире, научном и ненаучном, не только благодаря профессии летчика­космонавта. Находясь в космосе, Георгий Михайлович не с супом фокусы проделывал, а с атмосферой Земли. Научные наблюдения принесли ему степень доктора физико­математических наук. Двадцать с лишним лет Гречко в космос не летает, оставаясь при этом одним из самых знаменитых космонавтов страны. В наш город Георгий Гречко приехал для участия в Святочном бале, организованном Клубом деловых людей.

— Вы ведь, кажется, в Череповце не впервые?

— Неоднократно приезжал в ваши края в монастыри, Кирилло­Белозерский и Ферапонтов. Хочется, знаете ли, прикоснуться к прошлому России, нашим истокам. И это не просто религиозное желание — с монастырями связаны удивительные события из истории России. А это нужно знать. Ведь известно: кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки. А еще люблю вашу область за то, что она дала миру космонавта Павла Беляева. Я был с ним знаком и клянусь вам: он среди нас был самым уважаемым и авторитетным, даже среди тех, кто был выше его по званию.

— Это у вас на груди настоящие ордена Героя Советского Союза или копии?

— Награждался­то я, само собой, настоящими, но их я предпочитаю дома хранить. Если все награды надеть: наши, академические и заграничные, — вся грудь увешана. В особо торжественных случаях надеваю только эти два.

— Писатели­фантасты и режиссеры, когда писали и снимали о космосе, много врут?

— Не без этого. Но это неважно, если у них что­то не так. Ведь если бы не фантасты, я не был бы космонавтом. Меня заинтересовали именно они, творцы научно­популярной литературы. Лучшие фантасты пишут так, что ты хочешь стать хоть немного похожим на их героев и заставляешь себя двигаться вперед, преодолевать свой уровень, идти к новым вершинам. Если бы не начитался я в детстве этих книг о внеземных мирах, не знаю даже, кем бы стал.

— Любимые герои у вас есть?

— Героев не вспомню, назову писателей. Их несколько. В детстве — Джек Лондон, в юношестве — братья Стругацкие. А когда совсем повзрослел, любимым писателем вдруг стал Достоевский. Русская литература всегда пытается изменить мир, а это главное.

— Расскажите, какая земля из космоса?

— Сейчас на нашей планете проживают около трехсот космонавтов­астронавтов, почему­то все на этот вопрос отвечают одинаково. Земля — прекрасная, самая красивая, но ранимая. Из космоса это отлично видно. Это с земли нам не видно, какой колоссальный вред наносит прогресс природе, а сверху виднее — обзор хороший. Землей надо любоваться и беречь ее. Я уверен: это лучшая планета. Самая красивая, комфортная, теплая. И я совсем не потому так говорю, что живу на ней.

— Вы знали Гагарина. По­вашему, почему его выбрали первым космонавтом?

— Я тогда был инженером, готовил к запуску ракеты, на которых летали первые космонавты. Когда мы, инженеры, смотрели на них, сравнивали объективно: у кого лучше образование, воспитание, знания технические. И скажу честно, здесь Гагарин не был первым. Узнав, что Королев отобрал для первого полета Гагарина, мы его не совсем поняли. Но потом, когда весь мир его приветствовал, мы поняли и признали: Королев был прав. Согласитесь, Гагарин был одним из лучших и ярчайших представителей нашего народа. Простой, улыбчивый, приветливый, верный. Вот и получается, что мы были умные, а Королев мудрый.

— У вас на днях была встреча с членами череповецкого Клуба деловых людей. Обычно состоятельным и состоявшимся людям не до космоса. О чем спрашивали?

— Приятный получился разговор с интеллигентными людьми, которые не по­грязли в своем бизнесе и быте и интересуются будущим, прошлым, другими мирами, пришельцами, летающими тарелками…

— Как полагаете, у землян есть шанс когда­нибудь встретиться с инопланетянами?

— Точно встретимся, даже знаю когда — 23 декабря 2013 года. Это, быть может, в какой­то степени шутка, но не совсем. У народа майя есть календарь, который я видел в мексиканском музее. Этот календарь невероятно точный. Майя, если помните, был таким недоразвитым народом и очень кровавым. Скажем, любили играть в нечто вроде футбола, а у капитана проигравшей команды вырывали сердце. Естественно, самостоятельно создать такой точный календарь они не могли. Тогда кто же им помог? Есть такая мысль, что майя получили его в подарок от пришельцев, которые закончили календарь днем, когда вернутся. Это 23 декабря 2013 года. Посмотрим, что тогда будет. Мы или новый календарь получим, или сгинем в каком­нибудь всемирном потопе. Смотря по тому, как гости из сопредельных миров оценят наше поведение на Земле.

— Одна из главных загадок освоения космоса — был ли человек на Луне? Как полагаете, американцы действительно прилунялись или съемки этого события — обман и сделаны в голливудском павильоне?

— Безусловно были, это я гарантирую. Объясню, почему я в этом так уверен. Мы же с ними соревновались тогда и контролировали каждый шаг друг друга. Когда Армстронг и Олдрин делали первые шаги по Луне, почти весь мир, прикованный к телевизору, это видел. У нас, как вы понимаете, в это время показывали «Лебединое озеро», а китайцы какой­то свой патриотический парад. Так получилось, что я в тот момент находился в телецентре на Шаболовке. Наши антенны были направлены не на Америку, а на Луну, откуда принимались отчетливые сигналы. Это было, быть может, к большому сожалению для нас. Противники того, что американцы высаживались на Луне, говорят: мол, на записи и фотографиях следы земные, на Луне ботинок так не отпечатается, и тени такой там быть не может. Это я вполне допускаю, но объясняю тем, что некоторые снимки действительно могли быть продублированы на Земле. Из­за брака или еще по какой­то причине. Такие вещи и со мной случались. Находясь в космосе, я гасил почтовые конверты для музеев. В невесомости это очень плохо получалось — криво и кособоко. По прошествии лет захожу в музей, вижу — мои гашения просто прекрасны. Видно, кто­то на Земле переделал мою работу. Так­то.

Георгий Михайлович Гречко родился 25 мая 1931 года в Ленинграде.

Окончил Ленинградский военно­механический институт (1949 — 1955 гг.). После института работал в конструкторском бюро (1955 — 1966 гг.). В 1966 г. пришел в НПО «Энергия», где проработал до 1986 г. В том же году был зачислен в отряд космонавтов. Летчик­космонавт 1­го класса, инструктор.

Трижды летал в космос в качестве бортинженера.

Первый полет совершил на орбитальном комплексе «Союз­17» — «Салют­4» с 11 января по 9 февраля 1975 г.

Второй полет — на орбитальном комплексе «Союз­26» — «Салют­6» — «Союз­27» с 10 декабря 1977 г. по 16 марта 1978 г.

Третий — на орбитальном комплексе «Союз Т­14» — «Салют­7» — «Союз Т­13» с 17 сентября 1985 г. по 26 сентября 1985 г.

Им установлены рекорд СССР и мировой рекорд по продолжительности космиче­ских полетов.

Георгий Гречко — специалист в области исследований атмосферы Земли космическими методами. Результатом научных исследований и уникальных экспериментов, проведенных Г.Гречко на орбитальной станции, стало развитие гипотезы о тонкой слоистой структуре атмосферы Земли. В 1984 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико­математических наук. С 1986 по 1997 гг. работал ведущим научным сотрудником Института физики атмосферы РАН.

С 1997 г. — заместитель председателя наблюдательного совета Банка инвестиций и сбережений.

Г.Гречко — дважды Герой Советского Союза, кавалер трех орденов Ленина, Герой ЧССР, кавалер индийского ордена Кирти­Чакра, лауреат Государственных премий Украинской и Эстонской ССР, награжден рядом медалей СССР и зарубежных стран. В 1975 г. награжден Золотой медалью им. К.Э.Циолковского Академии наук СССР, удостоен орденом «Роза Ветров» с бриллиантом Международного Комитета по аэронавтике и космическим полетам. Является действительным членом Международной Академии астронавтики (1975 г.), почетным членом Чехословацкой Академии наук (1975 г.), академиком Международной академии науки и бизнеса (1998 г.). С 1979 г. являлся заместителем председателя советского Комитета защиты мира.

Валерий ИГНАТОВ, генеральный директор череповецкой компании «Нординкрафт»:

— Георгий Гречко приезжал в Череповец по моему приглашению. Это был частный дружеский визит. Мы познакомились с ним около десяти лет назад в Египте, на курорте, и до сих пор дружим, причем семьями. Мы люди разного возраста, близко сойтись помогли некоторые обстоятельства. Мы вместе с ним провели несколько экспедиций, в которых пытались докопаться, откуда произошло человечество и для чего человек рождается. Нам обоим интересны эти вещи. Мы такие научные путешественники с ним. Вместе выезжали, в частности, на Синайский полуостров, в Хакасию, на следующий год собираемся в Гренландию. В Череповец Георгий Михайлович, скорее всего, приедет этим летом.

Сергей Виноградов
№13(22176)
25.01.2008

Источник: Газета «Речь»