25 января 2008 года. 05:47

Два сапога пара

В Череповце Гаркалин с Васильевой прикинулись старыми и больными
Спектакль «Белла чао», которым после перерыва длиною более чем в месяц порадовала череповчан московская антреприза, получился в две серии, разбитые антрактом. Пару главных театральных эмоций, смех и сопереживание, развели по действиям. В первом хохотали, во втором плакали. Замысел создателей поняли не все — некоторые из зрителей, посмотрев половину спектакля, сказали постановке «чао». Самая знаменитая и сыгранная антрепризная пара страны Васильева и Гаркалин сумели едва ли не впервые в сезоне собрать в Череповце аншлаг, но удержать его не смогли.

Богатые тоже плачут и болеют. Крутого олигарха (Гаркалин) скрутил недуг — ходить позволяет, но время от времени заставляет шлепаться на пол и корчиться от боли, что Валерий Гаркалин с большим мастерством и проделывает. Поездив по заморским светилам медицины и безрезультатно потратив уйму денег, бизнесмен поверил в потусторонние силы и пошел по медиумам. Пока не оказался у экстрасенса по имени Надя. Ежевечерне женщина бальзаковского возраста залезает в огромный ящик, где входит в астральную связь с некими «сущностями», коих уговаривает забрать клиентскую болезнь. В одной квартире с Надей живут ее дочь и мать, главное лицо этого бабьего царства. Древняя старуха, двадцать лет отсидевшая в сталинских лагерях, давно «съехала с катушек». Если не со всех, то с большинства. Помнит времена нэпа, обожает мультики про Чебурашку, подпевает заслушанной до дыр пластинке с песней италь­янских партизан «Белла чао», отзывается на имя баба Настя, волочит больную ногу и выражается соответ­ственно лагерному прошлому — крепко и нецензурно. Подобную мелочь, уже почти узаконенную в отечественном театре, зритель бабке прощает: во­первых, что с нее, старой, взять, а во­вторых, играет ее любимая всеми Татьяна Васильева. Клюшку в руку, фуфайку на плечи, парик на макушку, морщинистую нашлепку на лицо — и хоть в собес за пенсией. Стареть куда легче, чем молодеть. Впрочем, череповчане стали свидетелями и этой метаморфозы. Медиум чего­то напутала или сущности ее не так поняли, но Гаркалин после сеанса астральной терапии остался больным, а старуха принялась молодеть не по дням, а по часам. Сначала актриса сбрасывает бутафорское «лицо», похожее на вареное голенище, потом меняет седой парик на рыжий. Последнее перевоплощение — коммунарка в кожаной куртке с Лениным­значком на груди. В конце спектакля зрители обливаются слезами над трагическим монологом смертельно больного героя Гаркалина, суть которого — будь хорошим человеком, покайся в грехах и излечишься сам собой. Кстати, в блестящей паре Гаркалин — Васильева именно мужская составляющая признается зрителями в «Белла чао» слабым звеном. Из интернет­форума: «Гаркалин тут неубедителен. Не идет ему олигархов играть. Дорогой костюм на нем не сидит, а чемодан, набитый долларами, носит так, будто тиснул его в поезде у попутчика». Оправдания, объяснения, обоснования и наблюдения, высказанные Гаркалиным череповецким журналистам, походили на лекцию. Привычка — не первый год в ГИТИСе преподает. «Мою роль можно было бы и с очень серьезной миной сыграть или отдать драматиче­ски одаренному артисту. Она глубокая и со смыслом. Но мне показалось, что тут необходим чаплинский ход. Я уверен: серьезное надо подавать через смешное. Чтобы зрителя зацепило».

Сергей Виноградов
№12(22175)
24.01.2008

Источник: Газета «Речь»