18 января 2008 года. 12:15

Грузинский гамбит

Михаил Саакашвили готов пожертвовать малым, чтобы сохранить свою сомнительную победу
В минувшее воскресенье, в ответ на официальное сообщение ЦИКа Грузии о победе Михаила Саакашвили на прошедших5 января президентских выборах, оппозиция провела многотысячный митинг. Уча­стники акции требовали проведения второго тура выборов. Более того, лидеры оппозиции объявили о намерении сорвать инаугурацию президента, запланированную на20 января. Однако, похоже, это уже мало что решит.

Оппозиционные силы, выдвинувшие на выборы сразу шесть кандидатов против одного, хорошо понимали, что в первом туре добиться победы им не удастся. Но в то же время они убеждены и в том, что их главный конкурент не сможет взять больше половины голосов. Ведь разница между Михаилом Саакашвили 2004 года, который на гребне «революции роз» получил беспрецедентные 96 процентов голосов избирателей, и им же спустя четыре года, а в особенности после ноября, была разительной. Более 150 тысяч человек, вышедших тогда на улицы под флагами оппозиции, наглядно продемонстрировали, что разочарование в признанном на международной арене лидере на родине достигло пика. И единственное, что тогда решил противопоставить народному возмущению президент, — это спецназ, дубинки, слезоточивый газ и резиновые пули.

Но оппозиционеры недооценили Саака­швили. Такой предвыборной кампании Грузия еще не знала. Населению, в одночасье превратившемуся в электорат, раздавались такие обещания, от которых кружилась голова. Отлично справились со своей работой и пиар­менеджеры из американского пиар­агентства Greenberg Quinlan Rosner, сделавшие из циничного Саакашвили, страдающего диктаторскими замашками, эдакого рубаху­парня, душой болеющего за свой народ, готового вместе с ним радоваться и страдать. От властного, амбициозного, самонадеянного, импульсивного, нетерпимого к оппонентам, не признающего авторитетов человека практически ничего не осталось. Агрессия и цинизм, возведенные в государственный ранг Саакашвили и егокомандой, исчезли, как исчезли из поля зрения все его соратники, служившие наибольшими раздражителями населения. За все то время, что он боролся за власть, Саакашвили, обычно не особенно разборчивый в выборе лексики, не позволил себе ни одного неуважительного высказывания в адрес оппонентов. Из ястреба он даже перевоплотился в голубя мира, жаждущего примирения с Владимиром Путиным. «Больше всего по итогам первого президентского срока я сожалею об испорченных отношениях с Россией, — утверждал он. — Я не стану вдаваться в подробности по поводу того, какая из сторон виновна, потому что я думаю, вопрос о том, кто виноват, не важен. Важно найти решение этой проблемы».

В то же время ради обеспечения победы Саакашвили назначенные им чиновники во всех провинциях шли на беспрецедентно наглую фальсификацию. Зафиксированы в том числе и на видеопленку так называемые «карусели», когда одну и ту же группу людей на микроавтобусах возят с участка на участок; и «вееры», когда в урну кидаются кипы бюллетеней с обведенной заветной «пятеркой» (Саакашвили шел в бюллетене под пятым номером). Три международные организации — Международный экспертный центр по избирательным системам, Центрально­Европейская группа политического мониторинга и Независимый американский центр по политическому мониторингу, приславшие своих наблюдателей в Грузию, в своих заключениях, сделанных на основе мониторинга для голосования в ряде крупных городов страны, указывают, что не могут назвать президентские выборы «открытыми, прозрачными и соответствующими международному избирательному кодексу». Первое, на что обратила внимание эта группа наблюдателей, неимоверное количество избирателей — 3,5 млн — в стране, где половина мужского населения работает в России, на Украине, других странах постсоветского пространства и Европы. На то, что единый список избирателей, составленный буквально за три недели до выборов, вдруг увеличился сразу на миллион, преимущественно за счет тех же мигрантов и… покойников, указывала в свое время и оппозиция. Но добиться, чтобы из списков выкинули мертвые души, так и не сумела. Покойники 5 января голосовали, как и живые, в пользу кандидата за номером пять. В итоге Михаил Саакашвили набрал нужные проценты голосов. Причем за счет глубокой провинции. В крупнейших же мегаполисах (Тбилиси, Батуми и Кутаиси), где фальсифицировать выборы весьма затруднительно, кандидат от власти вчистую проиграл своему главному конкуренту Левану Гачечиладзе.

Гачечиладзе, набравший, по данным ЦИК, 25,26 процента голосов, и его сторонникиутверждают, что у них украли 600 тысяч голосов, а значит, и победу. Он всенародно по­клялся, что всеми способами защитит голоса своих избирателей и остановить его сможет только смерть. Практически все оппозиционные силы со своими кандидатами в президенты сейчас требуют одного — повторного пересчета голосов и назначения второго тура выборов, пройти который у Саакашвили шансов практически нет. Гачечиладзе в этом случае отдадут все свои голоса остальные пять кандидатов, включая миллиардера Бадри Патаркацишвили, который, несмотря на свой дебют в политике и серьезную компрометацию со стороны властей, показал третий результат, оттянув на себя почти 7 процентов голосов избирателей.

Однако сегодня уже многие сомневаются в решительности оппозиции. «Вялотекущее свержение Михаила Саакашвили все больше напоминает шутовской поединок боксеров, — пишет «Комсомольская правда». — Один из них — тяжеловес — вежливо подставляет свою челюсть. Другой — мелкий, но очень шумный — лупит куда угодно, лишь бы не задеть врага. Так было в воскресенье, когда оппозиция силами 100 тысяч демонстрантов взяла проспект Руставели в Тбилиси, чтобы через пару часов культурно вернуть его «хозяину». То же произошло и во вторник, когда у здания первого гостелеканала противники Саакашвили собрали 10 тысяч своих сторонников». Корреспондента газеты январский грузинский протест просто умилил. «Это вам не киргизская народная игра — попади кирпичом в омоновца, — пишет он, — или московско­минское: не хочешь в больницу — убеги от мента». Причина такой неестественной для грузин нерешительности на поверхности: раз она ориентирована на Запад, то получает приказы из «вашингтонского обкома». А за океаном, видимо, решили, что президентом будет Саакашвили, что принуждает его соперников к максимальной сдержанности.

Впрочем, под давлением заокеанских патронов и партия власти начинает делиться ресурсами с оппозицией. Во вторник политические силы, не признающие победу Михаила Саакашвили на январских президентских выборах в Грузии, добились первого успеха. Оппозиционные лидеры, опротестовывавшие необъективность и тенденциозность местных телеканалов, договорились с руководством страны о серьезной реорганизации Общественного телевидения. Об этом решении сообщила и.о. президента страны Нино Бурджанадзе. По ее словам, отныне представители оппозиции войдут в состав Наблюдательного совета Общественного вещания. Ожидается, что освободится и пост директора этого телеканала. Бурджанадзе сообщила также, что руководство страны ведет интенсивные переговоры с представителями оппозиционных партий по восьми основным вопросам. Правда, какие это вопросы, и.о. президента страны не уточнила. Однако очевидно одно: пересчитывать голоса явно никто не собирается. Вердикт выборам 5 января фактически уже вынесен, и Михаил Саакашвили мечтает только об одном: более­менее пристойно провести процедуру инаугурации, на которую съедется множество зарубежных гостей. Противники президента пригрозили сорвать мероприятие 100­тысячной манифестацией. В ответ появилась информация, что инаугурация Михаила Саакашвили пройдет не в Тбилиси, а в Кутаиси — древней столице Грузии. Если это действительно так, то, значит, власти всерьез опасаются массовых беспорядков в Тбилиси 20 января.

Но весьма вероятен и другой сценарий: оппозиция, не соглашаясь с официальными результатами президентских выборов, сосредоточится все же на парламентских выборах, которые пройдут уже в апреле — абсолютное большинство грузинских избирателей высказались на референдуме за их скорейшее проведение. Когда Саакашвили назначал президентские выборы перед парламентскими, то он имел серьезные основания полагать, что его убедительная и бесспорная победа увеличит шансы пропрезидентской партии на сохранение абсолютного большинства в парламенте. Теперь же оказалось, что победа именно в первом туре недостаточно убедительна и весьма спорна — и Саакашвили будет куда сложнее, чем первоначально планировалось, выступить в роли «локомотива» для своих сторонников из пропрезидентской партии. А раз так, то следующий грузинский парламент имеет все шансы быть более плюралистическим по своему составу и менее удобным для Саакашвили, чем нынешняя «машина для голосования». И есть шанс (не безусловный, но достаточно реальный), что нынешняя правящая партия может утратить абсолютное большинство — тем более что в ходе следующей избирательной кампании западные наблюдатели будут более требовательны к «молодой демократии».

Сергей Бегляк
№8(22171)
18.01.2008

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Завтра центр Вологды останется без горячей воды на двое суток

Публикуем полный список многоэтажек, попадающих под отключение

Последнее в рубрике

Улица Можайского в Вологде перекрыта до конца года

Под запрет проезда попал участок дороги между улицами Текстильщиков и Петрозаводской