15 января 2008 года. 07:07

«Курильские острова»

Новый закон устанавливает жесткие рамки для курильщиков и производителей сигарет
Все центральные СМИ облетела горячая новость: власти страны намерены бороться с табакокурением. На первом в новом году заседании правительства был одобрен (в первом чтении) проект федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака».

Новый закон, если он будет принят, коснется и курильщиков, и производителей сигарет. Изменится внешний вид пачек: теперь «предупреждение Минздрава» будет занимать от 30 до 50 % лицевой стороны пачки. Не исключена и более наглядная информация: например, коробочку могут «украсить» натуралистичные фотографии прокуренных легких. Кроме того, вырастут налоги на продажу табака — что вызовет подорожание сигарет. Также в требованиях конвенции есть строчка об «ограничении курения в общественных местах».

Кстати, в череповецких кафе и ресторанах уже начали накладывать запрет на курение. В этом мы убедились, когда отправились в «зону скопления» кафе и ресторанов — на Советский проспект.

Ресторан «Каравай». Прямо у гардероба — объявление «Курить до 16.00 запрещено», а рядом, около диванчика, стоит урна для окурков. Заглядываю в зал — на столах ни одной пепельницы. Ко мне подходит женщина, по­видимому, администратор. «А у вас курить можно?» — спрашиваю. Женщина кивает в сторону объявления и говорит, что совсем недавно пришлось запретить курить днем, так как было много жалоб от клиентов. Поэтому желающим «подымить» приходится отправляться на улицу или в коридор.

Недавно открывшееся кафе «Булкинъ». На входной двери — знак с перечеркнутой сигаретой. Захожу и спрашиваю у девушек­официанток, можно ли мне здесь покурить. Нельзя…

А вот в маленьком кафе «Мистер Холмс» курят. И по словам официантов, у них разрешается дымить хоть днем, хоть вечером. Спрашиваю: «Не боитесь, если примут закон о запрете курения в общественных местах?» Отвечают: «Пока об этом даже не думали…»

В кафе «Феличита» и «Три желания» на улице Ленина есть деление на зоны для курящих и некурящих. По словам администратора кафе «Феличита» Виктории, многие посетители приходят, чтобы выпить чашку кофе и выкурить сигарету, а если примут закон о запрете курения, то заведение лишится части выручки, но соблюдать закон все равно придется.

…Прохожу мимо школы. Звенит звонок на перемену. Из двери выбегают несколько ребят в одних рубашках на вид лет 12 — 13­ти и забегают за угол здания. Закуривают. «А вдруг учителя заметят, не боитесь?» — интересуюсь. «Да они вон — сами на крыльце курят…»

Планируемые в стране жесткие меры вполне оправданны: по данным ВОЗ, в нашей стране дымят 70 % мужчин и 37 % женщин, а средний возраст курильщика­дебютанта — 12 лет 8 месяцев. А есть ли подобная статистика по Череповцу и Вологодской области? Этот и другие во­просы мы задали врачу­психотерапевту МУЗ «Психоневрологический диспансер» Александру Фоменко.

— В Череповце такие данные, к сожалению, не собирались. И по своей практике мне трудно об этом судить: людей, просящих помочь бросить курить, очень мало. Это только те, у кого курение угрожает здоровью, или будущие мамы. Люди считают курение не болезнью, а «вредной привычкой», хотя это, по сути, наркотическая зависимость. Причина — в нашем менталитете. У нас курение насаждалось и пропагандировалось веками — вспомним хотя бы Петра I! Как можно бороться с курением? Только изменять менталитет. Тут должны сработать и запреты, и социальная реклама. Конечно, правительство неохотно тратит день­ги на такие виды рекламы, потому что она, казалось бы, не окупается: от нее нет сиюминутной выгоды. Однако затраты от трудовых потерь из­за болезней, связанных с курением, гораздо больше. У меня есть цифры — правда, не наши, а американские. Вот, например: «затраты на медицинское обслуживание курящего в среднем на $6000 больше, чем некурящего». Между тем даже не все пациенты из тех, кто приходит ко мне на лечение, проходят курс до конца — «срываются». Дело здесь в особой структуре личности курильщика: он привык справляться со стрессом, раздражением с помощью химического вещества. Конечно, они ждут, что и психотерапевт им поможет каким­то волшебным способом! А когда из разговора со мной или в процессе лечения они понимают, что им придется приложить к этому усилия, оказываются не готовы. Вот почему сейчас так популярны всякие маги и знахари, которые снимают зависимость «заговорами» или по фото…

«Все равно я уже скостил себе пару лет жизни, так что уж тут бросать?!» — рассуждают многие курильщики. А между тем, если отказаться от табака, не «докурившись» до смертельных и неизлечимых болезней, организм со временем может избавиться от послед­ствий отравления его ядами табачного дыма. Легкие курильщика способны восстановиться уже спустя год после отказа от сигареты. А еще через четыре года риск заболеть раком легких снижается до уровня некурящего. В нашем городе ежегодно проводится акция «Брось курить и выиграй!», которая призвана помочь «дымящим» горожанам вернуть свое здоровье.

— Вообще­то, это международная акция, — рассказывает Ольга Козлова, активист «Молодой Гвардии Единой России». — В нашем городе по инициативе ОАО «Северсталь» и при поддержке «Молодой Гвардии» акция проходит каждый год. В прошлом году, например, в ней приняли участие около 200 человек!

Если быть совсем точными, то на участие в прошлогодней акции подали заявки 415 горожан. После медицинского контроля выяснилось, что 149 действительно расстались с сигаретой. 40 из них получили поощрительные призы, а из тех, в свою очередь, трое выиграли главный приз (награжденных определяла лотерея). Остальные получили в качестве приза собственное здоровье. Если, конечно, после участия в конкурсе им хватило воли не вернуться к сигарете.

Каковы требования антитабачной конвенции?

1. Надписи о вреде курения должны занимать минимум треть, а в идеале — половину и более «основной маркированной поверхности».

2. Производители обязаны информировать потребителей о компонентах табачного дыма, «токсических составляющих».

3. Должны попасть под полный запрет реклама табачных изделий, спонсорство и стимулирование продаж.

4. Чтобы сократить потребление табака, государство может использовать ценовые и налоговые рычаги — сигареты должны дорожать.

5. Должно быть ограничено курение в общественных местах.

6. Ввести запрет на продажу сигарет несовершеннолетним.

7. Включить диагностику и лечение табачной зависимости в национальные планы и стратегии в области здравоохранения.

Алена Андреева
№4(22167)
14.01.2008

Источник: Газета «Речь»