27 декабря 2007 года. 11:40

«Я» — первая буква алфавита»

Прапорщик ФСБ и один из лучших саблистов мира использует фехтовальные навыки для знакомства с девушками
Кубок России по фехтованию в Череповце подходит к концу. Выступление местных спортсменов, особенно лидеров — Анны Ткаченко и Сергея Ершова, признали удачным, хотя в число призеров они не попали. Федерация фехтования России довольна организацией престижного турнира, о чем от лица ее руководства было объявлено на итоговой пресс­конференции. На ней же тренер мужской сборной саблистов впервые назвал фамилии двух спортсменов, которые, если не случится форс­мажора, через полгода обязательно поедут на Олимпиаду в Пекин. Одним из них стал 24­летний Алексей Якименко, по рейтингу входящий в тройку лучших фехтовальщиков мира. В последние годы усилиями Алексея родился афоризм: «В российском фехтовании «Я» — первая буква алфавита». Первый Якименко не только на соревнованиях — сняв защитный костюм с маской и отложив саблю, не тушуется. Несколько месяцев назад мелькал голым торсом на первой странице «Speed­инфо» во всех газетных ларьках Череповца. Отпустить такого человека без интервью «Речь» посчитала невозможным.

— В детстве вы одновременно были записаны в секции футбола, легкой атлетики и фехтования. Почему остановили выбор на сабле?

— Совмещать было тяжело. С футболом завязал, потому что, живя в Барнауле, не видел себя в местном «Динамо» из второй лиги. Легкая атлетика требует выносливости, и было попросту тяжело. Фехтование столь больших физических затрат не требовало, да и коллектив в клубе «Звенящие клинки» попался отличный. К тому же меня тренировал большой друг моего отца. Да и получаться как­то быстро стало: почти сразу, как пришел, начал выигрывать детские соревнования, потом юношеские и так далее.

— И еще о детстве. Знаю, что задатки пловца у ребенка тренеры определяют в дошкольном возрасте, по внешнему виду и исключительно на суше. Какое телосложение необходимо фехтовальщику?

— Длина рук, естественно, имеет огромное значение. Сейчас пошли такие тенденции в фехтовании, что чемпиону желательно иметь рост выше среднего и большую физическую силу. А вообще, это очень консервативный вид спорта, где и невысокие спортсмены за счет скорости могут соперничать с великанами. Но тем, конечно, проще.

— Чемпион­перечемпион, бронзовый призер Олимпиады, один из лучших в мире саблистов. Бывает соблазн прихвастнуть достижениями?

— Само собой, обидно, что не знают, не узнают, ведь фехтованием немногие интересуются. Спортсмены с гораздо меньшими достижениями становятся звездами, а мы вроде как не у дел. Хвастаться не люблю, разве что когда гаишники останавливают. Но я им не про мои победы рассказываю, а сообщаю, что выступаю за клуб ФСБ. Пока в звании прапорщика; выиграю Олимпиаду в Пекине — обещали дать офицера. Или еще случай был… В интернет­форуме переписывался с человеком — люблю, говорит, спорт. «А кого из сборной России по фехтованию знаешь?» — спрашиваю я, мне же интересно. Отвечает: Позднякова и Якименко; а потом начинает нам со Станиславом дифирамбы петь. Я не удержался, признался: «Я Якименко и есть». А он: «Ты из какой палаты пишешь? Ленин с Наполеоном на соседних кроватях лежат?»

— Быть может, страна не знает своих фехтовальных героев из­за того, что спорт незрелищный? Есть идеи, как поднять интерес общественности к фехтованию?

— Согласен, что непрофессионалу смотреть на наши бои скучно. А что если повесить большой экран, запускать повторы, посадить человека с задатками шоумена, чтобы комментировал все действия спортсменов, брал у них блиц­интервью… Кто знает, какие рейтинги были бы в этом случае у фехтования. Ведь часто случается, что сами телевизионные комментаторы отпугивают людей от спорта. Говорят, например, с экрана: «Наши спортсмены упустили «золото» и заняли только третье место». Хочется сказать: «А ты сам­то какой комментатор в мире? Первый, третий или сто первый?» Уверен, что на международном соревновании любая медаль — победа.

— В зубах навязло сравнение фехтовальщиков с мушкетерами. Как вы думаете, кроме клинка в руке бойца, их что­нибудь роднит?

— Думаю, родственного мало. Конечно, и мы в детстве, насмотревшись фильмов вроде «Фанфана­тюльпана», вырезали с друзьями из прутиков шпагу и лихо бились. Однако тогда это не переросло в увлечение фехтованием — толчком послужили другие обстоятельства. Мне понравилось другое сравнение: в одной из статей фехтовальщиков назвали «интеллектуалами спорта». Согласен. Сколько нужно ума и хитрости, чтобы обмануть и обхитрить соперника, не рубить сплеча, а сыграть тонко. Своего рода быстрые шахматы. Очень быстрые.

— Умение принимать решение без долгих раздумий помогало в быту или в личной жизни?

— С моей девушкой Олесей я познакомился, когда получил золотую медаль, а она вручала мне цветы от организаторов турнира. За долю секунды успел разглядеть, влюбиться и пригласить на свидание. Хорошему фехтовальщику без молниеносной реакции никуда. Профессиональный навык.

Сергей Виноградов
№247(22162)
27.12.2007

Источник: Газета «Речь»