24 декабря 2007 года. 13:35

Слежка за автобусами

Череповецкие автобусы будут ходить под строгим контролем электронных систем наблюдения. Об этом на минувшей неделе заявил и.о. мэра Череповца Николай Савенков. Пионером во введении подобных систем стала муниципальная автоколонна № 1456, где уже в течение нескольких лет работает программный комплекс «Дельта», надзирающий и за автобусами, и за их водителями.
Работа диспетчеров автоколонны сегодня строится примерно так же, как у диспетчеров аэропортов. Только «радары» отслеживают положение не самолетов, а автобусов, да и разговоры по рации не касаются облачности и силы ветра. В остальном принцип тот же: на карте города в реальном времени отображается положение всех машин, находящихся на маршрутах. По виртуальным улицам передвигаются небольшие кружочки с хвостиками. Кружочек — автобус, хвостик — его скорость. Чем выше скорость, тем длиннее хвостик; разогнался водитель выше допустимых в городе 60 км/ч — хвостик окрашивается в красный цвет. После этого диспетчер связывается по рации с водителем и проводит профилактический разговор о необходимости соблюдения правил.

Контроль скорости — скорее побочная функция системы «Дельта». Главная — контроль и учет. «При помощи этой системы мы можем в любой момент посмотреть, где находится автобус, укладывается ли он в график движения, сколько рейсов сделано на настоящее время и так далее», — объясняет зам. директора автоколонны № 1456 по эксплуатации Любовь Логинова. В момент этого разговора несколько десятков кружочков (всего на линию ежедневно выходит более сот­ни автобусов) скопилось на ул. Боршодской: идет пересменок, и машины подъехали к базе автоколонны.

На основании показаний «Дельты» делается и расчет зарплаты водителей: сколько наработал, столько и получил. Кроме того, система отвечает также за учет израсходованного топлива. Обмануть «Дельту» практически нереально: избавиться от нее можно только выключив соответствующее оборудование в автобусе, что, естественно, сразу будет замечено.

Вся информация, которая проходит внутри «Дельты», архивируется. По словам специалистов, нужно это на случай каких­либо «разборок»: например, произошла авария с участием автобуса, и начнется расследование с пристрастием. Или просто пассажир пожаловался на то, что автобуса долго ждал: за несколько минут диспетчер сможет выяснить, где был злополучный автобус и почему он задержался.

Внутри подобной системы сегодня работают и все частные автобусы, которые ездят по маршрутам автоколонны на основании договоров. Стоимость оборудования, которое устанавливается непосредственно в автобусе, составляет около 20 тыс. рублей; автоколонна обычно предоставляет его в аренду. Частники, не имеющие отношения к муниципальной автоколонне, системами слежения в большинстве своем еще не обзавелись. Как стало известно «Речи», аналогичное оборудование тестируют несколько частных транспортных предприятий, но о широком его распространении говорить пока рано. Кроме того, при обязательном оснащении всех городских автобусов системами электронного контроля встает вопрос и о едином центре координации движения общественного транспорта.

Андрей Ненастьев
№244(22159)
24.12.2007

Источник: Газета «Речь»