21 декабря 2007 года. 09:14

Надя с Женей: продолжение

Сегодня на экраны страны и Череповца выходит «Ирония судьбы­2»
Женя Лукашин вернулся к Гале, а Надя Шевелева таки поменяла фамилию на неизвестную зрителю ипполитовскую. Судьба всех четверых, свернувшая было в сторону новогодней ночью с 1974 года на 75­й, безо всякой иронии снова вернулась в свою колею. За новыми фортелями провидения и изощренной фантазии сценаристов «Мосфильма», которые напоили и спать в чужую постель уложили уже Лукашина­младшего, придут понаблюдать миллионы человек. Несколько тысяч череповчан уже кровными рублями расписались, что фильм посмотрят. «У нас давно такого предварительного заказа не было. На сегодняшний вечерний сеанс уже больше половины зала продано», — восторженно восклицает арт­директор кинотеатра «Киномир» Леонид Лавров. Создатели продолжения легенды обещают: зритель, который в результате банных возлияний перепутает время сеанса и вместо фантастического боевика «Чужие против хищника» будет занесен на «Иронию…», не раскается. Там «чужие», здесь — свои.

В череповецких банях понедельник — выходной. По иронии судьбы, в году уходящем «небанный» день выпал на 31 декабря. На традиции последователей лукашинской компании решили не нарушать. «Наш директор фильм любит и ритуалы чтит — будем работать 31­го, несмотря на выходной», — рассказала «Речи» заведующая баней № 3 Людмила Серебрякова. «Новогодние пожелания посетителей надо выполнять», — пояснил упомянутый директор череповецкого банно­прачечного хозяйства Юрий Смердин.

Не судьба

Вокруг «ритуала», по словам Людмилы Николаевны, много неправды навыдумывано. Ведь люди за считанные часы до Нового года в баню не напиться ходят, а вымыться, чтобы за столом розовыми щечками блестеть и благоухать. Что традиция эта чисто мужская — тоже вранье, причем (раз уж о бане говорим) чистой воды. Женское отделение в последний день года обычно тоже не пустует — когда и кем строгаются салатики, неизвестно.

Хотя над продолжением «Иронии судьбы…» не один год парились, о банном паре практически забыли, даже из названия его вырезали. Герой Хабенского в незваные гости попадает не из парилки, а с симпозиума врачей — в выборе профессии пошел по отеческим стопам. По ним же добрался до заветного дома и квартиры на 3­й улице Строителей.

Помните сцену из классической «Иронии…» — Надя с Женей сличают в паспортах адреса и поражаются их схожести. Рядышком с Мягковым и Брыльской могут присесть пара сотен жителей нашей страны, у которых на паспортной страничке с пропиской — та же улица, тот же дом.

Череповчанку, имеющую полное право оказаться на этой воображаемой встрече, мы разыскали. Правда, в адресе Дины Ивановны Капитановой вместо 3­й улицы Строителей фигурирует одноименный проспект, но это мелочи. В этой квартире, где живет с детства, Дина Ивановна впервые посмотрела рязановский шедевр. И сразу прониклась. На забавное совпадение адресов обратила внимание сразу. Не исключено, что тогда сей факт в Череповце был интересен только ей и никому другому. По плечу ничто из знакомых не хлопал с выражением озарения на лице — «да ведь ты как в фильме…» Дина Ивановна не стеснялась напоминать сама, получая взамен разинутые рты и округлившиеся глаза. Когда фильм вышел, Дине Капитановой было 24 года. До возраста Нади Шевелевой имелся временной зазор в десять лет. Однако никого пьяного, но хорошего она у себя дома так и не обнаружила. Живет одна. Видимо, случай по одним и тем же адресам не ходит.

Любви все возрасты покорны

По той же логике фильмам о любви с равным успехом должны покоряться и стар и млад. С «Иронией судьбы…» так, соб­ственно, и произошло. Однако если «стар», сталкиваясь в фильме с детальками советского соцкультбыта 70­х, лицом добреет, то «млад», случается, зависает в недопонимании. Помню, читал текстильную лекцию 16­летнему брату моего приятеля, который долгое время полагал, что лукашинский пиджак «серый в елочку из Мосторга» имеет следы падения. Мол, нетрезвый хирург валялся где­то среди хвойных дерев, оттого пиджак и в «елочках».

Вот основные поводы для зависания.

— Не хочется быть занудой, но придется. Во­первых, транспортный вопрос. По чужому билету, да еще в пьяном виде в самолет не пустят. И тогда не пустили бы. Кстати, в истории, рассказанной будущим сценаристам «Иронии…» Рязанову и Брагинскому, от которой и завертелся маховик замысла, вовлеченный в авантюру герой передвигался на поезде. С введением именных билетов и это сделалось невозможным. Совершать «очаровательные глупости» с каждым годом все труднее.

***

— Сегодня непонятно, отчего герои Мягкова и Брыльски так гордятся польскими гарнитурами. Нынче польская мебель пользуется славой товара дешевого и малокачественного.

***

— Почему разговора Ленинграда с Москвой надо ждать целый час? Почему «такси в новогоднюю ночь придет только под утро»? И отчего надергавшийся Ипполит, стоя под душем в пальто, так удивляется тому, что «тепленькая пошла»? Слава богу, уже выросло поколение, которое вышеперечисленного искренне не понимает. Однако «предки» эти «отдельно взятые недоработки» не спешат ругать. Думается, в картине, о которой разговор, у них там все и закрутилось из­за проблем со связью и такси.

***

— В какие такие высоты персонажи целую минуту едут в лифте, если требуемая квартира носит № 12? Нет ответа.

***

— Французские духи, капелька которых тут же вслед за дарением попадает за ушко Наде Шевелевой, до сих пор отличный подарок. Да и платье, в которое она переодевается, и сегодня вполне конкурентоспособно. Имидж ипполитоподобных изменился более радикально — солидные мужчины теперь такими бритвами не бреются, на таких красных «Жигулях» не ездят, в такие костюмы на главный праздник года не обряжаются.

***

— Ушли в небытие персонажи вроде пассажира, с которым в зале ожидания заводит разговор Женя Лукашин. Нелетная погода в Красноярске и Новый год в воздухе еще случаются. Но такого количества вещей в нераспечатанных коробках, каковыми обложен «нелетучий» красноярец, везти из столиц смысла нет.

***

— «Содержание» праздничного стола («Оливье», рыбный салат, заливная рыба, «Советское» шампанское) спустя более чем тридцать лет осталось без изменений, но новогодние радости поменялись. Скажем, сейчас немодно, пропустив по бокалу игристого под куранты, погасить голубой экран и остаток ночи петь под гитару. Еще почтальон Печкин говорил, что у нас главное украшение стола — телевизор.

***

Не хлебом единым. Елочные игрушки, которыми Женя и Галя наряжают искусственное новогоднее дерево, к счастью, никуда не делись. Красная звезда и сегодня горит на макушке большинства домашних елок. Но самое главное — никуда не исчезли мамы, которые ради счастья детей готовы накрыть на стол и уйти к приятельнице.

Ни жив, ни мертв

На московском телефонном номере 454­60­21, в фильме записанном за Лукашиными, значится морг. О чем сквозь жуткий треск и прочие помехи мне возвестил женский голос. «Женю Лукашина можно?» — выкрикнул я заготовленную фразу в телефонный «бурелом». «Как­как? Лукашин? Сейчас по спискам посмотрю», — сказала она и зацокала каблуками куда­то вдаль. Вообразилось, что читать ярлыки, привязанные к неживым ногам.

Продолжение успешного фильма чаще всего начинается с оживления главного героя. Будь то Терминатор, Кинг­Конг или комдив Котов, который сейчас оживляется Никитой Михалковым в картине «Утомленные солнцем­2».

Второй серии «Иронии судьбы…» не видел, но боюсь, в списках навсегда почивших фамилия Лукашин все же окажется. И дело не в откровенной коммерческой направленности продолжения и обилии скрытой рекламы (на первой «части», наверное, заработали только продавцы гитар, тогда как на столах нынешних Нади и Жени ни одного случайного продукта, сплошь торговые марки).

Какой классной или ужасной ни окажется современная постановка, жизненная ткань легендарного фильма уже нарушена — полюбившиеся тридцать три года назад персонажи не сошлись, не прожили жизнь вместе и уже не умрут в один день. А для чего тогда та встреча и тот фильм? Сами же проповедовали в рифму: «с любимыми не расставайтесь…» Многие поверили.

Сергей Виноградов
№243(22158)
21.12.2007

Источник: Газета «Речь»