14 декабря 2007 года. 13:39

Хроники Череповца «речевского периода»

«Белые» и «черные». От подшивки «Речи» последнего года ельцинского периода веет какой­то обреченностью. Во всем чувствуются вялость власти и озлобленность народа. Громче всех в начале года выступали пенсионеры из числа тех, кто не смог оформить себе звание «Ветеран труда» и, соответственно, получить льготы. «Борьба за существование делает нас завистливыми и злобными, — писала по этому поводу газета. — Одна из пожилых женщин, к примеру, в сердцах сказала, что ненавидит свою ровесницу­соседку, когда та едет бесплатно в автобусе. Обиду можно понять, поскольку по чьей­то идиотской прихоти одни старики оказались достойны льгот, а другие нет». 14 января такими вот обделенными был забит до отказа актовый зал мэрии. Собравшиеся требовали от властей перестать делить пенсионеров на «белых» и «черных». Однако «отцы города», просчитав возможности казны, пришли к выводу: она не выдержит дополнительных льгот для ветеранов без звания. Известие же мэра Михаила Ставровского о том, что будет увеличено число отпускаемых талонов для бесплатного питания в благотворительную столовую встретило настоящий ураган возмущения.
Гуманитарные грузы. В Череповце побывали американцы, предложившие подарить нашему нищему здравоохранению медикаменты на 2,5 миллиона долларов (примерно столько местный бюджет тратил на содержание всей медицины города в течение 9 месяцев). Властям янки объяснили, что в Штатах скопилось огромное количество невостребованных снадобий, которые в качестве бесплатной гуманитарной помощи отправляются в слаборазвитые страны. Через несколько месяцев центр социального обслуживания населения принял первый гуманитарный груз из штата Пенсильвания. Продукты, вещи и лекарства были розданы 2160 нуждающимся череповчанам, списки которых были составлены заранее.

Не надо подачек! Тезис о «слаборазвитости» глубоко задевал самолюбие тружеников Череповца. В марте металлурги провели пикет у американского посольства в Москве с требованием прекратить антидемпинговое преследование череповецкого металлопроката. Генеральный директор ОАО «Северсталь» Алексей Мордашов отправился в Вашингтон, где излагал точку зрения российских сталелитейщиков на проблему экспорта черных металлов. «Демократия в России уже вынесла немало ударов, — заявлял он. — Ей необходима определенная поддержка. Мы не нуждаемся ни в подачках, ни в инвестициях, но позвольте нашим товарам выйти на рынки, конкурировать на равных условиях, позвольте нам реализовать сталь тем американским покупателям, которые этого хотят». Приходилось металлургам протестовать и против планов правительства Евгения Примакова ввести пятипроцентную экспортную пошлину на вывоз российского металла за рубеж.

Явление Путина. Примаков все­таки успел ввести эту пошлину, но сам у власти оставался недолго. Потом был назначен премьером Сергей Степашин, не просидевший, впрочем, в этом кресле и ста дней. Наконец, 11 августа главой правительства был назначен малоизве­стный и с виду скромный Владимир Путин. Тогда никто не мог предположить, что этот отставной подполковник спецслужб станет президентом новой России — не прозяба­ющей «слаборазвитой страны», которая рада любой подачке, а самодостаточной и сильной державы. «Речь» в те дни писала: «Никакая политическая гадалка не предсказывала карьерного взлета Владимира Путина. Не проявлялось ни малейших предпосылок к тому, что этот неприметный и внешне аполитичный чекист будет объявлен не то что преемником действующего президента, но и хотя бы и.о. премьер­министра».

Война. Почти сразу после назначения Путина премьером отряды Басаева вторглись в Дагестан, и началась вторая чеченская война. Ее эхо быстро достигло Череповца. Уже 18 августа в одном из боев в Ботлихском районе погиб 19­летний череповецкий парень Александр Степушкин, служивший в десантно­штурмовой дивизии гранатометчиком. Почти ежедневно мимо Череповца с запада на юг идут поезда с армейскими подразделениями и техникой. Когда состав стоит долго, солдаты, отправляемые в неизвестность, стараются через работников вокзала передать письмо близким или дозвониться домой.

Террор. В Москве, Волгодонске, Буйнакске взорвались многоэтажные дома, и ужас перед невидимыми террористами охватывал всю Россию. В Череповце, как и по всей стране, усилена охрана промышленных и муниципальных предприятий. В мэрии создан антитеррористический штаб с участием представителей всех силовых структур. Управдомы с милицией обследуют все подвалы и чердаки. Всем разосланы памятки о том, как вести себя при поступлении сигналов о заложенных взрывных устройствах, как помочь органам в определении номера звонившего… Постановление мэрии предписывало автомобилистам оставлять свои машины только на платных стоянках. Жители отдельных домов решились на добровольное поочередное дежурство в подъездах. Караульные ходят с фонариком по лестничной клетке, контролируют ситуацию во дворе. На коммунальщиков обрушилась лавина заявок с просьбой об оснащении подъездов кодовыми замками.

Лесные пожары. Июньская жара (рекордно высокая сумма плюсовых температур) при практически полном отсутствии дождя стала причиной множества лесных пожаров. Лес горел по всей области полтора месяца, но пиковыми днями стали 29 и 30 июля, когда было зарегистрировано около 60 очагов. У Череповца горел лесной перешеек между Ягорбой и Кономой. Площадь возгорания на этом участке «зеленой дуги», огибающей город, составила сотни гектаров, причем пламя распространялось со скоростью 50 га в сутки. Город надолго заволокло дымом, вызывающим у жителей удушье и приступы хронических заболеваний. Губернатор подписал постановление о введении чрезвычайной ситуации. Четыре крупнейших предприятия города — «Северсталь», «Аммофос», «Азот» и сталепрокатный завод — ежедневно собирали спецкоманды, обеспеченные соответствующей техникой. Министерство по чрезвычайным ситуациям прислало в наш город двух генералов и уникальный самолет­амфибию «Б­12», который способен набирать с поверхности водоема за пять секунд пять тонн воды.

«Лишние» деньги. Впрочем, в 1999 году проявились и обнадеживающие тенденции. Так, в июле на головы депутатов горсовета неожиданно свалилась приятная задача распределить свыше 300 миллионов «лишних» рублей, полученных главным образом за счет роста прибыли «Северстали». При первоначальном годовом бюджете в 711 миллионов рублей прибавка была более чем значительная. На резком увеличении денежных отчислений меткомбината, безусловно, сказалась курсовая разница при реализации экспорт­ной продукции. Дополнительные средства потрачены на погашение муниципальных долгов, закупку автобусов и оборудования для ЖКХ, ремонт корпусов больницы, строительство дорог, реализацию проектов в области соцзащиты и культуры.

Досрочное переизбрание. В конце сентября губернатор Вячеслав Позгалев огласил заявление о своей отставке с 18 декабря, а депутаты Законодательного собрания области тут же назначили на 19 декабря — день выборов треть­ей Государственной Думы — досрочные губернаторские выборы, на которых опять же бесспорным фаворитом был Позгалев. Судя по страницам газеты, никакой агитационной кампании в его пользу не велось. Тем не менее за Вячеслава Евгеньевича проголосовало 80, 29 % череповчан. «Мне дей­ствительно нужна была не просто победа, а убедительная победа, — признавался он во время инаугурации, — потому что власт­ная нестабильность в Кремле сохранится, по крайней мере, полгода, и в жесточайшей битве за президентское кресло любой губернатор, не поддержанный абсолютным большинством голосов, может стать жерт­вой изощренных интриг. И ваше доверие — своего рода талисман, демонстрация социальной, экономической, политической надежности области». На выборах в тот же день в Госдуму от нашего города был делегирован Александр Орголайнен, уверенно обошедший своего главного конкурента — коммуниста Александра Пономарева.

В XXI век. Весь 1999 год в Череповец залетали высокопоставленные чиновники и члены сменявших друг друга кабинетов министров. Были приняты по высшему разряду не только бывший премьер Виктор Черномырдин, но и вечный министр «чрезвычайки» Сергей Шойгу, вице­премьеры Виктор Густов и Валентина Матвиенко. Последняя, кстати, оставила нам следующий автограф: «Благодарю газету «Речь» за совместную акцию «Старое пальто». Всем оптимизма, благополучия, счастья и здоровья!». Акция заключалась в том, что по призыву нашей газеты горожане несли в автомобиль с надписью «Милосердие» ношеные, но еще вполне добротные вещи, которые с помощью разных ветеранских организаций раздавались нуждающимся. А еще 17 марта 1999 года вышел 20­тысячный номер газеты «Речь». Впервые ее первую полосу украшала цветная фотография. Сюжет незамысловатый: ребенок в шубенке и валенках в зимний солнечный день. Подпись тоже проста: «С любовью к читателям XXI века!». Хотелось верить, что в новом тысячелетии наш город и нашу страну оставит это ужасное безвременье и мир вокруг нас действительно обретет благополучие, гармонию и уют. Во всяком случае, когда 31 декабря 1999 года Борис Ельцин неожиданно заявил о своей отставке, попросил у россиян прощения, а Владимира Путина — беречь Россию, об этом мечтали все.

Сергей Бегляк
№238(22153)
14.12.2007

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Шестилетний максимум по числу пострадавших от клещей зафиксирован на Вологодчине

Жертвами паразитов стали почти 10 тысяч человек

Последнее в рубрике

Вологодские клещи поставили шестилетний рекорд по числу нападений на людей

На конец июня к медикам обратились почти 13 тысяч пострадавших