13 декабря 2007 года. 07:29

Законность увольнения: райадминистрация против прокуратуры

Из районной администрации уволена представительница руководящего состава. Прокуратура протестует: уволена незаконно. И ссылается на Трудовой кодекс. Глава района настаивает: уволена законно. Но при этом ни на что не ссылается. Впечатление создается такое: нашелся повод, чтобы избавиться от неудобного работника, который не хотел молчать. Является ли этот повод законным, предстоит решить судебным органам.
Приказ о расторжении трудового договора касается небезызвестной Екатерины Паниной, которая являлась начальником отдела природных ресурсов и охраны окружающей среды. Учитывая тот интерес, который проявляется к районным землям, отдел занимает одно из ведущих мест в структуре администрации. Для каждого руководителя — независимо от того, о чьих интересах он печется, — вполне логично желание, чтобы столь значимый отдел возглавлял свой человек, разделяющий его установки. А о несговорчивости Екатерины Фетисовны по администрации анекдот ходит. Вот такой. Приезжает Виктор Шакин (первый зам. главы райадминистрации) к своему другу на дачу в баньке попариться. Видит: совсем впритык к бане растет сосна — так, что мешает строению. «Что ж ты сосну­то не срубил?» — удивляется. «Так ведь Панина запретила!» Говорят, что сложил этот анекдот и «довел до сведения коллектива» сам же Шакин.

Не ушло из памяти череповчан уголовное дело против Сергея Кукушкина — работника администрации, который остался крайним в скандальной истории, потому что не имел смелости сопротивляться распоряжениям руководства. А Екатерина Панина такую смелость имела.

— Я не исключаю, что именно та история мне и аукнулась, — предполагает Екатерина Фетисовна.

Стоит отметить реакцию Паниной, когда мы обратились к ней за комментариями по поводу ее увольнения.

«Пожалуйста, пишите осторожнее, — попросила она. — Я боюсь этих людей, я уже столько унижений от них вынесла».

Под «этими людьми» она имеет в виду главу райадминистрации Леонида Родичева и его первого заместителя Виктора Шакина. Они, по словам отдельных свидетелей, были фактическими виновниками преступления, которое вменялось Сергею Кукушкину. В прошлом году, напомним, его признали виновным в том, что он незаконно выделил три земельных участка под индивидуальное жилищное строительство, которые расположены в прибрежной защитной зоне Рыбинского водохранилища. Члены земельной комиссии, состоявшей из представителей нескольких отделов райадминистрации, рассмотрели заявки от претендентов и проголосовали за выделение участков. А Кукушкин, будучи и. о. председателя комитета по управлению имуществом райадминистрации, подписал соответствующее постановление. Положительное решение, как заверяли участники процесса, было вынесено под давлением Шакина и Родичева, сыну которого предназначался один из участков. Екатерина Панина была единственным членом земельной комиссии, кто написал в протоколе: «отказать».

— Шакин меня несколько раз вызывал, давил, требовал, чтобы я отказалась от своей подписи. Я не отказалась — он столько грязи на меня вылил! Сколько оскорблений и издевательств я за это время от него перенесла! — рассказывала в суде Екатерина Фетисовна.

Как свидетельствовали участники процесса, указание руководства о выделении участков было подкреплено угрозой: кто не подпишет бумаги, пусть сразу пишет заявление об увольнении! Как видно в случае с Паниной, это были не пустые слова.

И все же увольнение стало второй мерой. Первой же было то, что Панину вывели из состава земельной комиссии, передав эти полномочия ее заместителю, которого приняли на должность незадолго до того. Вскоре Панина заболела.

— Я полгода была на больничном, мне дали вторую группу инвалидности, и я теперь имею ограничения по работе… 24 октября с утра меня вызвал к себе заместитель главы района Туркин. Захожу — он сидит бледный, растерянный, в глаза мне не смотрит. Следом за мной входит руководитель аппарата Розова, подает мне бумагу. Читаю: уведомление о том, что со мной расторгли трудовой договор. Якобы в связи с тем, что у меня имеются ограничения по здоровью, на объекты выезжать противопоказано, разрешена только кабинетная работа. Я была ошарашена. Я ведь ничего у них не требовала, никаких условий в связи со своей инвалидностью не ставила, моталась по району, как и до болезни. Мне до 18­летнего стажа осталось доработать семь дней. Я попросила, чтоб мне дали возможность доработать эти дни: если год не закроется, я потеряю доплату, а пенсии — известно, какие маленькие. Давайте, говорю, доработаю и сама уйду. Родичев только расхохотался мне в ответ: нет, мол, я свой приказ отменять не буду… Для меня этот разговор и без того был унизителен, но Родичев не захотел меня услышать. Думаю, моя болезнь была лишь удобным поводом. Если бы не заболела, другой способ нашли бы от меня избавиться. У нас всех, кто не хочет работать по правилам Родичева и Шакина, сокращают или другим образом убирают.

Прокуратура, куда после долгих раздумий все­таки решилась обратиться Екатерина Фетисовна, усмотрела нарушения законодательства в действиях Леонида Родичева.

— Мы написали протест на приказ главы администрации, — комментирует ситуацию зам. прокурора Череповецкого района Вера Тулякова, — потому что был нарушен порядок расторжения трудового договора. Статья 73 Трудового кодекса РФ предписывает следующий порядок. Во­первых, работодатель запрашивает у медицинского учреждения медицинское заключение. Но прежде уведомляет работника о том, что будет запрашивать заключение, и только получив от него письменное согласие, делает запрос. Во­вторых, медицинское учреждение тоже запрашивает у работника согласие на выдачу заключения, и только после этого выдает его. В­третьих, в заключении должно быть расписано, какие ограничения у работника имеются в связи с заболеванием и на какой период его надо переводить на другую работу. Если работник нуждается в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до 4 месяцев, работодатель должен дать ему другую работу. Если работник отказывается от другой работы или такая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на этот срок отстранить работника с его согласия от работы, но сохранить за ним должность без сохранения заработной платы. Договор можно расторгать только в том случае, если работник нуждается в переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или на постоянный срок и если он отказался от перевода на другую работу или у работодателя нет другой работы.

В данном случае администрацией допущен ряд нарушений. Не приняты меры для получения медицинского заключения. Не выяснен срок, на который необходимо перевести работника на другую работу. Не предложена другая работа. И не приняты меры к отстранению от работы с сохранением места работы без сохранения зарплаты. Помимо того, в день, когда Паниной было выдано уведомление о расторжении договора, она была на больничном (у нее случился сердечный приступ). В период нахождения на больничном увольнять работников нельзя.

Глава райадминистрации, к которому мы обратились за разъяснением его позиции, от разговора ушел.

— По каким причинам уволена сотрудница администрации Екатерина Фетисовна Панина?

— Вам нужно к нашим юристам обратиться.

— Но вы же подписывали приказ?

— Ну и что?

— Как вы считаете, нарушает ли этот приказ порядок расторжения трудового договора?

— Я считаю, что не нарушает.

— Почему?

— Позвоните юристам, сейчас им все отдано на исполнение.

Но юридическая служба тоже была не настроена давать разъяснения.

— Как я могу прокомментировать, если вопрос напрямую связан с нашими обязанностями как работодателей соблюдать закон о защите персональных данных работника, — сказала сотрудница. — Я даже фамилию упоминать не могу без письменного согласия работника. Единственное, что могу пояснить: все действия в отношении своих работников администрация как работодатель осуществляет в строгом соответствии с трудовым законодательством, не нарушая его нормы.

— Каким образом будете реагировать на протест прокурора?

— В рамках закона будем готовить ответ в установленные сроки. Пока ответ не подписан, тоже комментировать не буду.

Вскоре после этого разговора прокуратура получила официальный ответ, обескураживающий своей немногословностью. Администрация района отказалась удовлетворить протест, заявив, что Панина уволена на законных основаниях, а на каких именно — разъяснений не дала.

В соответствии с действующим законодательством районная прокуратура подготовила судебный иск к администрации района с требованием изменить дату увольнения Екатерины Паниной. Иск направлен на рассмотрение в суд.

Татьяна Тихонова

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Шестилетний максимум по числу пострадавших от клещей зафиксирован на Вологодчине

Жертвами паразитов стали почти 10 тысяч человек

Последнее в рубрике

Вологодские клещи поставили шестилетний рекорд по числу нападений на людей

На конец июня к медикам обратились почти 13 тысяч пострадавших