11 декабря 2007 года. 09:13

«Виртуоз» от слова «доблесть»

В Череповце Владимир Спиваков признался, что дирижирует даже во сне
Концерт столь крупной мировой звезды, как Спиваков, не мог не сделаться статусным мероприятием. Среди зрителей как никогда много было людей известных и высокопоставленных. Между тем оркестр «Виртуозы Москвы» далек от желания «шика дать» и пустить пыль в глаза, беспокоясь более о музыке, нежели о внешнем эффекте. Приехали в Череповец на автобусе из Ярославля, отыграли и не ночуя двинулись домой на поезде. Из­за тридцати с лишним музыкантов, груженных тяжеленными инструментами, уехать в пятницу в Москву было несколько затруднительно.

«Нет, в кадре с сигаретой — это некрасиво. Не будем подавать плохой пример», — испрашивает у журналистов полминутки на пару последних затяжек Владимир Теодорович в антракте концерта. После чего табачное изделие с характерным шипением тушится о чайные пакетики, которыми уже перегружена пепельница. Чай, сигарета и приятная беседа — лучший способ отдохнуть после тяжелой работы.

— В искусстве как в спорте: одни выступают в индивидуальном разряде, другие в командном. К моменту появления «Виртуозов Москвы» вы были состоявшимся скрипачом с мировым именем. Что толкнуло усложнить себе жизнь созданием этого коллектива?

— Люблю компанию, это во­первых. Во­вторых, тогда было такое время, когда ничего нельзя было создавать. Но у человека внутри есть какое­то сопротивление материалу. К тому же музыканты в брежневские времена жили в очень тяжелых условиях и были очень несвободны, что мне крайне не нравилось. Свобода, как известно, дается с трудом. И мы ее получили. «Виртуозам…» почти 29 лет, и они не покидают олимпа. Куда бы мы ни приезжали, во всех частях света есть наша публика. Которая уже приводит своих детей и даже внуков. Своеобразная такая институция получилась, хорошая и добрая.

— Кажется, отделения детского фонда Спивакова тоже рассеялись по всему миру?

— В России и странах бывшего СССР они точно есть почти везде. Считаю, что нужно сохранять культурное поле, помогать детям, не разделяя на наших и не наших. Воспитывать друзей России, а не врагов. В Череповце сегодня детишки чудесные цветы мне подарили. Это дети из моего фонда, я их спросил на сцене. Так приятно — куда ни приедешь, везде дети моего фонда. Я по­настоящему богатый человек. Приехал в Североморск недавно — закрытый город, живет морем и моряками, но и там детишки фонда Спивакова имеются. Такой вот я многодетный.

— Музыканты, тем более те, что играют классику, люди скромные. Откуда же «виртуозы» в названии возникли? Или это своего рода рекламный ход?

— Да нет, что вы. В 70­х творческие люди в нашей стране меньше всего думали о рекламе. Я поясню происхождение «виртуозов». В этом слове корень латинский — virtus, что значит «доблесть». К тому же аналоги существовали и существуют: «Виртуозы Праги», «Виртуозы Лондона», «Виртуозы Бостона», «Виртуозы Рима»… Почему бы и в Москве не появиться своим виртуозам? Но в те времена, когда мы начинали, некоторая часть партийной элиты очень возмущалась — нас нередко вычеркивали из программ только по причине названия. Но ничего, привыкли.

— Нередко вы стоите к оркестру спиной, но музыканты и по спине угадывают, что им нужно играть.

— Связь между нами, безусловно, есть. Столько лет играем вместе. Они движение брови чувствуют, не то что руки.

— Улыбка, которой далеко не всегда вы одариваете оркестрантов, судя по всему, нечто вроде поощрения?

— Когда играют хорошо, я улыбаюсь. Но это не столько поощрение, сколько поддержка.

— Музыка занимает огромное место в вашей жизни…

— Да все просто.

— …По ночам не дирижируете?

— Бывает. Иногда это хороший сон, а иногда кошмарный. Но ночью поспать удается не всегда. Вот сейчас сяду в поезд и буду работать над новой программой с Национальным филармоническим оркестром, с которым мы уже приезжали сюда, и нас отлично принимали тогда. Знаете, что меня удивляет, когда работаю в провинции, — не верят, что я приеду. У нас намечались концерты в Кирове и в Ижевске. Звонили из обоих городов с одинаковой просьбой: «Скажите на радио, что вы приедете». А в Ростове даже такой плакат висел: «Национальный филармонический оркестр, художественный руководитель Владимир Спиваков». И огромными буквами внизу: «Приедет сам». Смешно, приятно и чуть грустно. Провинция чувствует себя немножко униженной. Я так к глубинке никогда не относился, здесь самые чудные, замечательные люди. Чистый родник, из которого хочется пить.

Сергей Виноградов
№235(22150)
11.12.2007

Источник: Газета «Речь»