9 декабря 2007 года. 17:15

Недовольный размером зарплаты рабочий убил мать директора предприятия

- Жена не пустила меня домой, поэтому я и решил вернуться на работу. А там как раз дежурила бабушка… – объяснил Кирилл Мазанов в суде.

День получки

20 апреля 2007 года на одном из вологодских предприятий выдавали аванс. Бухгалтеру предприятия в тот день пришлось отлучиться, так что деньги работникам вручал директор, Михаил Гагарин. Руководитель лично посетил каждый цех. В числе получивших зарплату был и двадцатипятилетний рабочий Кирилл Мазанов. Сумма, на которую увеличилось содержимое его кошелька, Кириллу не понравилась, но претензий дающему он, естественно, высказывать не стал.

Закончив работу, Мазанов нашел авансу наиболее достойное, как ему казалось, применение: купил побольше пива и отправился приумножать семейный доход в зал игровых автоматов на Старом рынке.

Когда и деньги, и пенный напиток закончились, на улице уже стемнело. Незадачливый рабочий побрел домой. Там его ждала жена. Супруга еще с порога отругала благоверного за растрату и пьянство, тот обиделся и пошел, куда глаза глядят. Ноги сами привели Мазанова к офису родного предприятия.

По случаю позднего времени – было уже около полуночи – контора, естественно была закрыта. Но Кирилл знал, что где-то внутри есть сторож. Он постучал, пожилая женщина выглянула в окно и, узнав его, впустила вовнутрь. На свою беду, дежурила в ту ночь мать Гагарина Валентина Васильевна, которая хотя и вышла давным-давно на пенсию, жить не могла без работы.

Грабь награбленное!

– Мы с бабушкой прошли в раздевалку, где обычно сидят охранники во время дежурства, – рассказывал Мазанов в суде. – Она меня пожалела, но стала ворчать, что я потратил деньги на выпивку. А я, в свою очередь, сказал, что аванс слишком маленький и что ее сын-директор обсчитывает рабочих. Старушка не согласилась и начала ругать меня, на чем свет стоит.

Рабочий почувствовал, как на него волной накатывает ярость. На глаза мужчине попался металлический прут. Железка валялась под столом, за которым сидели сторож с рабочим, уже давно. По иронии судьбы, кусок арматуры предназначался для обороны охранников от возможного нападения каких-нибудь разбойников. Но Кирилл – по крайней мере, так считала его собеседница, – не был разбойником. Поэтому проявлений агрессии с его стороны Валентина Васильевна, естественно, не ожидала. И не сразу заметила, как рука Мазанова схватила железную палку… А когда увидела занесенный над головой прут, спасаться было уже поздно.

– Бабушка упала на пол у холодильника, – вспоминал позднее Мазанов. – Она не подавала признаков жизни, поэтому я решил, что убил ее. И подумал, что теперь никто не помешает мне забрать деньги, которые мне не доплатили, прямо из сейфа бухгалтерии.

В производственном цехе ночной посетитель взял болгарку и принялся пилить несгораемый шкаф. Но металл оказался более прочным, чем предполагал Мазанов, и зубья шлиф-машинки быстро сточились. Уже потом другие сотрудники конторы рассказали следователю, что старания рабочего в любом случае пропали бы впустую.

– После выдачи зарплаты деньги в сейфе, конечно, остаются, но немного, не больше полутора-двух тысяч, – пояснил один из сотрудников. И добавил, что Кирилл просто не мог об этом не знать: он не раз приходил в бухгалтерию за получкой и неоднократно интересовался, каков механизм поступления средств в контору.

– Внезапно я понял, что натворил, меня охватил страх, – уверял рабочий в суде. – Я отшвырнул болгарку и решил поджечь здание, чтобы замести следы.

Хотя было немного шансов, что кто-то явится среди ночи на предприятие, расположенное далеко от центра города, Мазанов отчаянно боялся, что его застанут. Опасения были не напрасны: сыновья Валентины Васильевны в дни, когда она заступала на дежурство, звонили ей поздно вечером, чтобы справиться, все ли у нее в порядке. Вот и в этот вечер брат директора Виктор всего за несколько минут до визита злоумышленника набрал номер матери и поговорил с ней…

В панике рабочий лихорадочно начал искать горючее. Обнаружил в цеху пластиковую канистру, выскочил во двор… И увидел там чей-то мотоцикл, в баке которого еще оставалось немного бензина. Мазанов снял сиденье и кожух и слил драгоценную жидкость в канистру. А потом снова побежал в здание конторы.

Расплескав бензин по углам, Кирилл щелкнул зажигалкой. Над столами взметнулось пламя. Когда поджигатель решил выплеснуть остатки горючего в огонь, нечаянно облил куртку и чуть не сгорел сам. С трудом потушив одежду и получив достаточно сильные ожоги, Мазанов покинул полыхающий офис и побрел домой.

Утро после пожара

– Около девяти утра мне с работы позвонили на мобильник и сообщили, что ночью в офисе был пожар и кто-то даже погиб, – рассказывает Михаил Гагарин. – Я тут же поехал на работу. У входа на предприятие ко мне подошли милиционеры, спросили кто я такой. Узнав, что директор, сотрудники правоохранительных органов сообщили, что мама умерла.

– Эксперты установили, что смерть пожилой женщины наступила не от ударов металлическим стержнем, хотя только по голове Мазанов нанес около тридцати ударов, – говорит старший помощник прокурора г. Вологда Светлана Шпынова, выступавшая в судебном заседании государственным обвинителем. – Валентина Васильевна погибла в результате отравления продуктами горения. Пока рабочий бегал по двору предприятия в поисках бензина, она лежала без сознания. Ее еще можно было спасти…

Директор поехал в милицию давать объяснения, потом занялся печальными хлопотами. И попросил приятеля Валерия Лакова и сослуживца Николая Савельева заколотить обгоревшие двери конторы.

– Офисное помещение выгорело дотла, – рассказывает Валерий Лаков. – Мы с Николаем подошли к сейфу и заметили на дверце следы надпилов. Складывалось впечатление, что кто-то пытался вскрыть шкаф накануне пожара.

Сотрудники правоохранительных органов разделяли подозрения Валерия и Николая. Да и у пожарных не было сомнений в том, что причиной возгорания был поджог. Вскоре нашли и «автора» всего случившегося: Кирилл Мазанов оказался единственным, кто не явился утром на работу. Когда к нему пришли из милиции, он не стал отпираться и сразу во всем признался.

– Обвинение Мазанову предъявили сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса: покушение на убийство, покушение на кражу и уничтожение имущества общеопасным способом – путем поджога, – говорит Светлана Шпынова. – Вину он признал полностью.

(имена осужденного и потерпевших изменены)

г. Вологда

28 сентября 2007 года судья Вологодского городского суда Людмила Кабанова вынесла Кириллу Мазанову приговор. Ближайшие десять лет рабочий, погубивший мать начальника, проведет в исправительной колонии строгого режима. Кроме того, ему придется возместить предприятию ущерб от пожара – около полумиллиона рублей – и по пятьсот тысяч рублей за моральный вред, причиненный братьям Гагариным в связи с гибелью Валентины Васильевны.


Касьян Челема

Источник: Хронометр