7 декабря 2007 года. 12:26

Восковое подразделение

Корреспондент «Речи» пообщался с единственной живой фигурой выставки восковых скульптур и узнал множество интересного об истории воскового искусства, о встрече президента Путина с музейным двойником. А также о том, у какой восковой фигуры надо просить защиты от ограбления.
В 90­х годах эти восковые человечки спасли от голодной смерти сотни российских музеев. В то время, когда зарплата выдавалось «натурой» и музейщикам предоставлялось полное право потратить виртуальную зарплату на бесплатные экскурсии по собственноручно составленным экспозициям, манекены­арендаторы притягивали в залы толпы народа. Приходишь в музей и будто попадаешь на светский раут самого высокого уровня, где король на президенте сидит и премьером погоняет. Мыслили так: коли уж верхушка из плоти и крови не желает помочь умира­ющей культуре, пущай заработает копеечку, стоя в восковом обличье.

Лет триста назад воск так и воспринимали, как материал для воскрешения, а не для развлечения. Между нами говоря, какую правду характера изобразишь в камне или бронзе? Аллегория, а не человек. Другое дело — воск. Потому­то на выставках и трогают, вопреки строжайшим запретам, восковые фигуры чаще, чем другие экспонаты, — не верят в искусственность персонажа. Потому­то и вздрагивают посетители, завидя выходящего из неживой толпы менеджера выставки и экскурсовода питерского музея восковых фигур Владимира Жукова. Два дня назад сорок четыре восковые фигуры поселились в ДК «Строитель». Сорок пятым был снежный человек, но он сломался по дороге и ожидает операции.

Итак, первым на Руси в воске изобразили Петра I. Исключительно для увековечения, а не для ярмарок. Изображали с натуры, чему император нисколечко не сопротивлялся, поскольку сам был увлечен процессом. Несколькими годами ранее вывез Петр Алексеевич из Голландии компанию восковых фигур стоимостью в хорошую флотилию. Вылепив, фигуру царя выставили в Кунсткамере. Есть предание, что изваяние было движущимся — механизм, по слухам, изобрел один из сподвижников царя Яков Брюс. Посетитель наступает на заветную половицу — и восковой Петр, вращая глазами, указывает рукой на выход. Те из гостей, кто покрепче и сумел не рухнуть в обморок, мчались менять перепачканное белье. Русский воск был изобретен тем самым Растрелли, который много чего натворил в Петербурге. В революцию рецепт воска был утерян, а возвращен спустя шесть десятков лет. Ленинград­ские скульпторы то ли разгадали, то ли создали заново уникальный воск, который выдерживает температуру от минус сорока градусов до плюс восемнадцати. Говорят, представители музея мадам Тюссо размахивали перед лицами изобретателей большими миллионами, но не все на свете продается, и рецепт до сих почти государственная тайна. В 1987 году в городе на Неве был открыт музей восковых фигур.

Заметив некрасиво выбивающийся у Черчилля из­под пиджака войлок, Владимир Жуков с мальчишеской резвостью подскакивает к английскому премьеру и жестом, который сэр Уинстон, наверное, прощал лишь жене, устраняет неполадку. При посетителях такой фортель Владимир Сергеевич нипочем бы не выкинул. Расположение фигур, подсветка, шепот гида — все выстроено с одной целью: заставить клиента поверить если не в то, что люди из воска живые, так хотя бы в то, что они могут ожить. Президент Владимир Путин во время одного из посещений музея восковых фигур настолько впечатлился своим двойником, что пожертвовал ему свой галстук и пиджак с собственного плеча. Жаль, не всех переодел — «Путиных» в музее несколько. По количеству он уступает лишь Петру I. Тот «клонирован» в шестнадцати экземплярах.

Над созданием фигуры трудятся более полутора десятков разнообразных специалистов. От историков и скульпторов до парикмахеров­постижеров. Персонаж, которому предстоит родиться, выбирается на специальном худсовете. Из воска изготавливают только видимые части тела — чаще всего лицо и руки. Все остальное — пластик. Воск дорогой и тяжелый, пластик дешевый и легкий. Самой весомой получилась фигура вовсе не двухметрового Петра, застегнутого на все пуговицы, а полуобнаженной Клеопатры (200 кг), для которой никакого воска не жалко. Портные шьют фигурам одежду, сапожники — обувь. Упомянутые постижеры занимаются волосами — вплавляют их с применением специальной секретной технологии. Причем не клоками, а по волосинке. То ли для того, чтобы работодатель ценил и с прибавкой зарплаты не медлил, то ли в качестве борьбы с монотонностью работы парикмахеры подсчитали: стандартная шевелюра насчитывает сорок тысяч (!) волос. Заработавший по пути в Череповец инвалидность снежный человек — тот и вовсе подвиг питерских постижеров. «Говорят, наши фигуры не всегда похожи на оригинал, — рассказывает Владимир. — Спорный вопрос. Скульпторы на него так отвечают: рост и прочие параметры соответствуют в точности, а остальное — взгляд художника. А на вкус и цвет… Вот посмотрите, наш Клинтон больше Ельцина напоминает. Вы не согласны?»

Этот карапет, точнее его копия, весит раз в десять меньше Клеопатры. В реальной жизни сибирский уникум по кличке Витька­школьник имел рост полметра и вес семь килограммов. Применение своим талантам, данным природой, нашел в воровском деле. В криминальную историю этот малыш по кличке Витька­школьник вошел как выдающийся форточник. После появления Витькиной восковой фигуры в Питере возникло поверье: отдай крохе денежку, хоть копеечку, испроси защиты от воров, и не обворуют тебя во веки вечные. Напарница Владимира Жукова Вера Васильевна, пользуясь его отлучкой, выдала коллегу с головой. Мол, посмеивался над Витькой­«чудотворцем» и его «прихожанами», а приперло — три сотовых телефона пропали в короткий срок один за другим — как и все, пошел к школьнику на поклон. Нет, исчезнувшая троица не приползла назад на кнопочном брюхе, зато четвертый до сих пор в хозяйском кармане.

Кому угодно помогает восковой форточник, кроме соб­ственного музея, в котором что ни экскурсия, то пропажи. Глаз да глаз за посетителями, которые: а) с научными целями ковыряют лица фигур, б) отрывают им пальцы на память, в) заимствуют личные вещи скульптур. Особенно страдал все тот же Петр I, а точнее его орден, соблазняющий воришек. В один момент музейщики устали в сотый раз награждать царя, и орден больше не обновлялся. А вот с товарищем Сталиным такая штука не прошла — без курительной трубки, которой то и дело приделывают ноги, Иосиф Виссарионович как без усов. На себя не похож.

С «отцом народов» не церемонятся, зато к фигуре другого «родителя» — папы Римского — отношение прямо противоположное. Подходят к нему, просят чего­то, шепчут, иногда даже молятся. Сотрудники музея не мешают: прямого контакта нет, скульптуре ничто не угрожает. Другое дело — фигура французского попрошайки Мишеля Ривье, прославившегося гигантским размером стоп (86 см). Как и в истории с Витькой­школьником, большеногий пал жертвой слухов и легковерия — для исполнения желания надлежало прикоснуться к Ривье. Но легковерие ли это? «Кажется, в Самаре было. Мы уже закрывали помещение, где располагалась выставка, как прибежала взбудораженная супружеская пара, — вспоминает Владимир Жуков. — Сказали — благодарить Мишеля Ривье. У него они попросили, чтобы сын, давно потерявшийся, вернулся. Приходят с выставки домой, а сын на кухне сидит».

Непонятного и мистического вокруг воска всегда хватало. Голливудские киношники налепили из этого податливого материала великое множество ужастиков самого разного пошиба. Вроде того: заносчивого паренька дружки берут на «слабо» и вынуждают переночевать с восковыми фигурами. Само собой, показать им язык у того возможности уже не имеется, зато коллекция музея пополняется еще одной фигурой… Владимир Жуков — экскурсовод серьезный и ко всем этим россказням относится с долей скепсиса. Однако тяги ночевать среди экспонатов я у него не заметил. «Всякое случается. С Верой Васильевной однажды в Геленджике такое произошло — жуть. Есть у нас выставка «Династия Романовых» — отработали день, закрыли музей, с фигурами все в порядке было. Утром открывают и ужасаются: фигуры все не на месте, растрепанные какие­то, одежда мятая, как будто со штырей хотели слезть. А потом узнали, что то был день расстрела царской семьи».

Сергей Виноградов
№233(22148)
07.12.2007

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Андрей Накрошаев назвал дату начала отопительного сезона жилых домов в Вологде

Подключать многоэтажки к теплу начнут только на следующей неделе

Последнее в рубрике

Отопление веранды в межсезонье

Вологодская область характеризуется холодным климатом, особенно в осенне-зимний период, когда температура может опускаться ниже -20°C. Если у вас есть открытая веранда в загородном доме, важно правильно выбрать систему отопления, чтобы создать комфор