6 декабря 2007 года. 08:15

Феномен виртуальной партии

Выборы в Государственную Думу пятого созыва закончились, их победители и неудачники известны. Однако эта думская кампания еще долго будет определять политический климат в стране. Почему российские и вологодские избиратели голосовали за одни партии и проигнорировали другие? «Речь» попытается разобраться в этом в серии послевыборных очерков. Герой первого — ЛДПР с ее отцом­основателем и бессменным лидером Владимир Жириновский.
«Россия, ты одурела!» — патетически воскликнул в декабре 1993 года известный писатель и публицист Юрий Карякин. Тогда, всего лишь через пару месяцев после ельцинского расстрела Белого дома, либеральная тусовка собралась в прямом телеэфире пышно отмечать «неминуемый», как им казалось, успех «демократов» на выборах в первую Государ­ственную Думу (первую — в постсоветской истории). Но либеральный праздник был безнадежно испорчен, как только стали известны первые предварительные итоги голосования. Вместо ожидаемой победы партии «Демо­кратический выбор России», ведомой Егором Гайдаром, тусовщики получили тяжелую оплеуху от ЛДПР Владимира Жиринов­ского: 23 % голосов и 1­е место на тех выборах. «Праздник» быстро свернули, шампанское осталось недопитым, большая часть «празднующих» на сегодня ушла в неизвестность, а вот Жириновский остался. И 2 декабря 2007 года праздновал свою очередную думскую викторию: ЛДПР с 8,5 % голосов стала «бронзовым» призером всероссийского парламентского забега, а на Вологодчине и вовсе взяла «серебро» — 10,99 % по области и 12,5 % в Череповце.

«Если совсем коротко, «феномен Жириновского» в том, что он поразительно точно чувствует свою аудиторию, своего избирателя, — рассказывает «Речи» известный вологодский политолог Андрей Патралов. — Я помню его первый приезд на Вологодчину, в середине 90­х годов, и встречу с депутатами областного Законодательного со­брания. Мне сразу стало ясно, что Владимир Вольфович — очень умный и прагматичный политик, а не шут гороховый, каким его тогда изображали СМИ».

«Не ходите на мою «политическую поляну», здесь вам ничего не светит», — заявил довольный Жириновский в ночь со 2 на 3 декабря этого года. Так что же это за такая «заветная поляна», которую столь заботливо окучивает и с которой с завидной регулярностью собирает политиче­ский «урожай» Владимир Вольфович? Примерный портрет среднестатистического жириновца таков: мужчина средних лет, не очень хорошо образованный и зарабатывающий, с умеренными или даже ультранационалистическими убеждениями, ценящий брутальность и силу, эдакий «мачо». И обязательно недолюбливающий дей­ствующую власть. Короче, ничего от «либерала» и «демо­крата» в истинном значении этих слов. Но исправно голосующий за «либерально­демо­кратическую» партию. Правда, по наблюдениям Андрея Патралова, в последние год­два к «брутальным мужчинам» примкнуло немало молодежи. В том числе прекрасного пола. Эти голосуют «за Жирика» — «по приколу». А что — веселый, остроумный «дяденька из телевизора». Не то что остальные «скучные» и «унылые» политики.

Что спорить, без телевизора никакого Жириновского просто не было бы. Лидер ЛДПР (как и вся его партия) — персонаж абсолютно виртуальный. Но при этом талантливый актер и гениальный шоумен, качества — незаменимые для «человека из ящика». Жириновского на ТВ обожают, «за бесплатно» зовут в передачи самого различного жанра, от караоке до политических ток­шоу. Потому что знают: скучно не будет. Уже вошла в телеанналы его знаменитая «соковая дуэль» с Борисом Немцовым. Образец скандального жанра — «человек, похожий на Жириновского», матерящий в предвыборную кампанию 2003 года Джорджа Буша­младшего. Чего только не делал Владимир Вольфович перед телекамерами: и женщин­депутатш за волосы таскал, и оппонентов «великим и могучим» крыл, и песни в новогодних «огоньках» распевал — все только прибавляло ему рейтинг. Правда, в эту кампанию Владимир Вольфович был как никогда респектабелен: ну так, покричал «для приличия» в прямом эфире на коммунистов и либералов, и всего­то. «Во­первых, берут свое годы, — объясняет Андрей Патралов. — Во­вторых, Жиринов­ский чув­ствует: обстановка в стране другая, есть мощный общественный запрос на стабильность, вот он и изменил тактику».

На Вологодчине по итогам всех выборов, федеральных ли, региональных, ЛДПР всегда попадала в тройку. «Жириновский нашу область хорошо знает и любит, часто бывает здесь, — говорит политолог Патралов. — Для ЛДПР это такой идеальный среднестатистический российский регион. Спокойный, работящий, «этнически чистый», здесь его лозунги ложатся на хорошую почву». Между прочим, в мартовские выборы в Законодательное собрание области именно на Вологодчине элдэпээровские политологи обкатывали свою будущую думскую кампанию. Сменили четыре волны плакатов и слоганов. В Вологде и Череповце в феврале­марте впервые появились со слоганом «Не врать и не бояться!», авторство которого, по признанию самого Владимира Вольфовича, принадлежит лидеру вологодского регионального отделения Дмитрию Гусакову. В общем, как говаривал незабвенный Глеб Жеглов, «здесь у него — лежбище».

Смех смехом, но приди Жириновский к власти и начни реализовать свои маргинальные политические взгляды — мало бы никому не показалось. Шоумен со стабильной, но малочисленной фракцией в Госдуме — одно, Жириновский­президент — совсем другое. Но Владимир Вольфович, видимо, давно смирился, что ни в Кремль, ни в Белый дом его не пустят. А свое «оппозиционное» дело он знает хорошо. «Санитар политического леса» — так его давно окрестили политологи. За то, что на каждых выборах собирает в свою копилку голоса самых маргинальных избирателей (которые при иных раскладах подались бы к настоящим националистам) и затем… умножает их в парламенте на ноль. Маргиналы в любом обществе всегда есть и будут. А значит, и Жириновский, пока жив­здоров, — это forever. В переводе с английского — навсегда.

Сергей Комлев
№232(22147)
06.12.2007

Источник: Газета «Речь»