Через тернии — к социальным ценам
Вопрос о ценах на продукты питания первой необходимости остается острым. На сегодня только около 26 % торговых предприятий полностью выполняют соглашение о заморозке цен, подписанное властями города, работодателями, бизнесменами и профсоюзами. Остальные — частично или же не выполняют совсем. Кто и как контролирует ситуацию; что ждет те предприятия, которые не выполняют соглашение; почему на рынках цены не изменились? Эти и многие другие вопросы волнуют горожан…
Ситуацию с ценами на важнейшие продукты комментирует начальник управления городской экономики и торговли Елена Авдеева.
— Елена Осиповна, помимо работников управления ктото еще контролирует, как выполняется подписанное в городе соглашение о стабилизации цен?
— У нас весь город разделен на участки, которые закрепляются за отдельными специалистами мэрии. И эти специалисты еженедельно осуществляют мониторинг цен. Вся эта информация скапливается в нашем управлении. Мы ее анализируем и, если нужно, принимаем меры к исправлению ситуации. Кроме того, данная информация еженедельно доводится до сведения мэра города Олега Кувшинникова.
— И какие это меры?
— На стадии выявления какоголибо нарушения мы объясняем, смотрим накладные, просчитываем ту цену, которая должна быть, даем срок для исправления — сутки — и повторно контролируем. Если предприятие не исправилось, вручаем повестку — приглашаем на заседание межведомственной рабочей группы.
— Предусмотрены ли какието санкции за невыполнение соглашения?
— Санкций не предусмотрено и быть не может, потому что это соглашение добровольное. Моральные обязательства должны быть у наших предприятий — стремление сделать все, чтобы незащищенные слои населения имели возможность существовать. А если наши предприятия не считают нужным поддерживать все то, что зафиксировано трехсторонним соглашением, возможно, следующим шагом мы будем применять какието меры, связанные с пристальным вниманием со стороны контролирующих органов.
Нужно сказать, что неприятия соглашения ни у одного из предприятий нет. Они готовы снижать цены, но приходится сталкиваться с рядом проблем. По словам заместителя генерального директора одного из супермаркетов сети «Элби» Алексея Борисова, здесь понимают необходимость такого шага и поддерживают правительство Вологодской области. Но признаются, что торговля убыточна. Например, пришлось отказаться от продукции Череповецкого молкомбината, так как комбинат, компенсируя свои потери от снижения цен на молоко, поднял цену на другие виды продукции, например на масло и творог. А молоко с жирностью 2,5 % не поставил вообще. Приходится восполнять дефицит череповецкой продукции за счет других производителей: из Тотьмы, Вологды, Устюжны и Грязовца.
Елена Авдеева признается, что есть такие факты, когда объемы отгрузки продукции у предприятияпроизводителя не соответствуют объемам, допустим, предыдущего месяца. А ведь в соглашении четко прописана необходимость соблюдения объемов поставок продукции на уровне третьего квартала 2007 года.
По словам директора Череповецкого молкомбината Станислава Куликова, объемы поставок социального молока с жирностью 2,5 % не понизились, а наоборот, увеличились на 25 %. За сентябрь отгружено 243 тонны молока, а за октябрь — 305 тонн. Нехватку его в магазинах Станислав Станиславович объясняет тем, что их молоко самое дешевое, поэтому его быстро разбирают. Но вместе с тем признается, что они подняли цену на другие виды своей продукции.
Если многие супермаркеты и магазины выполняют соглашение, то на рынках цены остаются прежними. По словам Елены Авдеевой, это связано, в первую очередь, с большим количеством арендаторов. Через администрацию рынка влиять на каждого конкретного арендатора достаточно сложно. То есть приходится решать вопрос отдельно с каждой торговой точкой, которая размещена на рынке. Но обещают дойти до всех организаторов торговли на рынке.
Горожанам нужно иметь в виду, что предприятие, выполняющее ценовое соглашение, должно както это обозначить. Это может быть сообщение на информационном стенде, на другом видном месте. Кроме того, если продукт продается по социальной цене, это должно отразиться на ценнике: он должен отличаться цветом или надписью «социальная цена». К примеру, в магазинах «Череповецхлебторга» на информационных стендах вывешены объявления, где указано, что социальные цены обозначены желтым цветом. В управлении городской экономики и торговли не настаивают на цветных ценниках; даже если просто зачеркнута старая цена и написана новая — это правильно. И не означает, что товар просроченный. Главное — чтобы покупатель знал, что в магазине можно купить товар по социальной цене.
Срок соглашения истекает 1 мая 2008 года. Стоит ли опасаться того, что с 1 мая цены взлетят снова? По мнению Елены Авдеевой, промежуточной точкой для отсчета действия соглашения должно быть 1 января. Потому что традиционно с 1 января возрастают цены естественных монополий. Тогда с предприятиями розничной торговли будут оговорены промежуточные итоги работы соглашения. Если в январе будет все спокойно, то и 1 мая никакие потрясения нас не ожидают.
Елена Напорова
№214(22129)
12.11.2007
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →