Япония: страна восходящей демократии
Япония, как и «героиня» нашего прошлого очерка Германия, — страна с относительно недолгими демократическими традициями. Но именно поэтому представляет для нас особый интерес. Роднит нас и «специфика» демократического строительства: на руинах прежнего строя, в стране с давними и прочными авторитарными тенденциями. Но есть и серьезное отличие: в Японии (как и в Германии) демократию насаждали фактически насильно, в условиях иностранной оккупации.
Послевоенная Конституция страны, написанная под диктовку американских оккупационных властей и принятая в 1947 году, провозгласила отказ Японии от права вести войну и иметь собственные вооруженные силы. Хотя позже они всетаки были созданы под названием Силы самообороны Японии.
Несмотря на то, что одним из инициаторов вступления страны во Вторую мировую войну на стороне фашистской Германии был японский император Хирохито, американцы позволили ему остаться на троне в качестве символа нации. Но монархия эта стала конституционной, как и в Великобритании, японский император, являясь главой государства, царствует, но не правит. А исполнительная власть в стране принадлежит кабинету министров, который несет коллективную ответственность перед парламентом.
Император не имеет власти над кабинетом министров, обладая правом выполнять лишь те государственные функции, которые оговорены в Конституции. Например, японский император лишь формально утверждает назначение премьерминистра и главного судьи Верховного суда. Само же назначение премьерминистра осуществляется парламентом, от имени победившей на выборах партии, а главного судьи — кабинетом министров. По совету и с одобрения кабинета министров император провозглашает от имени народа законы и договоры, созывает сессии парламента, присуждает награды.
Исполнительная власть в стране принадлежит кабинету министров, который несет коллективную ответственность перед парламентом. Кабинет министров Японии работает в следующем в составе: глава кабинета, премьерминистр плюс 20 министров.
В японском кабинете министров отсутствуют официальные посты министра внутренних дел, а также военного и морского министров. Они были упразднены в ходе послевоенных реформ госаппарата, чтобы исключить «возможность возрождения полицейского произвола и милитаризма». Функции военного министра фактически выполняет министр, возглавляющий Управление национальной обороны, а большинство прежних функций министра внутренних дел возложено на министра по делам местного самоуправления, который одновременно возглавляет и Государственный комитет общественной безопасности. Всем министрам, как гласит Конституция, надлежит быть гражданскими лицами, т. е. не состоящими на военной службе и не бывшими в прошлом профессиональными военными. Согласно Конституции, не менее половины министров должны быть депутатами парламента. Практика же последних лет свидетельствует о том, что обычно не половина, а все министры или подавляющее большинство — депутаты парламента.
Парламент является высшим органом законодательной государственной власти и единственным законодательным органом Японии. Он состоит из палаты представителей (512 мест) и палаты советников (252 места). Члены палаты представителей избираются на 4 года, однако срок их полномочий может быть прерван и раньше — в случае роспуска палаты. Депутаты избираются от 130 избирательных округов, которые, за исключением одного, являются многомандатными. От этих округов в зависимости от численности населения округа избирается от 2 до 6 депутатов.
Члены палаты советников избираются на 6 лет. Половина палаты переизбирается каждые 3 года. 100 ее членов избираются от так называемых общенациональных округов посредством пропорционального представительства, что означает избрание от страны в целом. Остальные 152 члена — по 47 префектурам.
Сессии палаты представителей и палаты советников могут быть очередными, чрезвычайными или специальными. Очередные сессии парламента созываются раз в году, в декабре, и длятся 150 дней. У нижней палаты есть преимущество перед верхней палатой в вопросах назначения нового премьерминистра и обсуждения международных договоров. Палата представителей обладает правом выражать кабинету министров недоверие или доверие. Это является одним из самых важных прав нижней палаты в парламентской политике. Палата советников такими полномочиями не наделена. Однако палата советников может временно выполнять функции палаты представителей, если кабинет министров созывает чрезвычайную сессию верхней палаты в то время, когда нижняя распущена.
В Японии — всеобщее избирательное право, и все мужчины и женщины, достигшие 20 лет, могут принимать участие в выборах. Японские граждане, достигшие 25 лет, могут быть избраны в палату представителей, а достигшие 30 лет — в палату советников.
К началу ХХI века в политической жизни Японии заметную роль играют шесть крупных политических партий: Либеральнодемократическая партия, Демократическая партия, Комэйто, Либеральная партия, Коммунистическая партия Японии и Социалдемократическая партия.
Послевоенная демократизация Японии привела к возникновению широкого спектра политических партий. В 1955 г. путем слияния двух консервативных партий — Либеральной и Демократической — была создана Либеральнодемократическая партия, которая до 1993 г. без перерыва являлась правящей партией. Все это время в стране существовал фактически полуторапартийный парламент. Однако в последнем десятилетии прошлого века Япония столкнулась с кризисом доверия к существующим политическим партиям. Недовольство избирателей адресовалось в первую очередь правящей партии ЛДП. Стало очевидным, что слишком долгое единоличное правление ЛДП привело к тесному сращиванию ее политиков с чиновничьими и деловыми кругами, создало тепличную атмосферу для распространения коррупции. Страну буквально шокировали разоблачения многочисленных фактов взяточничества, к которым оказывались причастными лидеры фракций, включая тех, кто в разное время побывал на посту главы правительства. К тому же фракционность мешала омоложению партии. ЛДП утратила прежний динамизм, у нее отсутствовала решимость вступить на путь собственного обновления, стать инициатором и активным проводником реформ, назревших по мере накопления внутренних социальноэкономических проблем и в связи с переменами международного характера.
Вот почему в обстановке растущего недоверия к существующим партиям в Японии возродился интерес к давней идее формирования двух крупных партий, при наличии которых могли бы возникнуть полноценная политическая конкуренция и реальная возможность сменяемости партий у руля власти. Развитию событий по такому сценарию способствовала «политическая реформа» — принятие пакета законов, касающихся избирательной системы и финансирования деятельности партий. Эти законы, по существу, поощряли, стимулировали укрупнение, слияние партий, оставляя силам, не участвующим в таком процессе, мало шансов на сохранение их парламентских позиций. Не правда ли, очень похоже на нынешний процесс партстроительства в России?
Одним из последствий произошедших перемен стала значительная нивелировка позиций партий по большинству актуальных проблем. Что сохраняет недоверие большинства японцев к действующим партиям и является причиной сохраняющегося пассивного отношения довольно значительного числа избирателей к парламентским выборам.
Сергей Комлев
№204(22119)
26.10.2007
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →