19 октября 2007 года. 19:53

Бабушки и внуки

Возвращаясь из отпуска от самого синего моря с внучкой, мы случайно очутились в одном купе с американцем, который стажировался в России и ехал домой к родителям в штат Юта.
Дорога была длинная, мы разговорились. Я спросила: «Ждут ли дома?» «Еще как!» — воскликнул он. И сразу же полез в сумку, достал толстенный фотоальбом, где было запечатлена вся история его семьи. С какой гордостью он показывал фотографии своих дедушки и бабушки очень преклонного возраста… Слушая его рассказы, я подумала: а наши русские дети, уезжая куда­то далеко от дома, берут с собой фотографии дедушек и бабушек? Я стала перебирать в памяти своих знакомых. Разные семьи, разные истории. Но и среди моих знакомых есть такие замечательные семьи, где чтят память предков, а внучек называют в честь бабушек. С подобной истории и начнем.

Когда родилась внучка, Галина Алексеевна Задорожная работала в училище № 23 преподавателем математики и не собиралась на пенсию. Она очень любила свою работу, и у нее на уроках всегда была тишина. Молодые преподаватели с недоумением спрашивали у нее, как она этого добивается. На что Галина Алексеевна отвечала: «Приходите на мой урок». Талант преподавателя ей достался в наследство от деда Петра Александровича Смирнова, директора школы № 1 Череповца, и мамы — Анны Петровны Дубровиной, которая почти 40 лет преподавала в железнодорожной школе, вела начальные классы. Она была награждена знаком «Почетный железнодорожник». На доске почета рядом с портретами железнодорожников висел ее снимок, и все знали — заслуженно. И эту непростую профессию учителя выбрала ее старшая дочь, Галина Алексеевна. Проработав более тридцати лет, она взяла «тайм­аут», чтобы дать доучиться в Вологодском педагогическом институте дочери Анне. Анна, названная в честь бабушки, изучала иностранные языки. А получать диплом ей мешала новорожденная дочечка, которую тоже назвала в честь бабушки — Галиной, или Галинкой, как звали ее в семье.

Непросто дался этот год Галине Алексеевне: целый день с крохотной Галинкой на руках, а еще надо обед мужу приготовить… Возраст и здоровье дают о себе знать. Но она, как истинная русская женщина, не жалея себя, поднимала и пестовала внучку. Галинка же — сущая непоседа, как теперь говорят по­модному, гиперактивный ребенок. Бабушка Галя к вечеру падала с ног от усталости, а девочка требовала сказок — увлекательных и длинных. Вместе с бабушкой в 4 года малышка осилила все 33 буквы русского алфавита, а в 5 сама читала свои любимые сказки — интересные и длинные.

Теперь эта внучка Галинка — студентка третьего курса Череповецкого университета, изучает иностранные языки. Но на этом история бабушки Гали не заканчивается. В семье Задорожных есть еще прилежный ученик — внук Ванечка, очень увлеченный землей и природой человек. Для него бабушка на даче выделила… свой участок земли, где Ваня под чутким руководством бабушки и деда Олега Николаевича выращивает отличные урожаи огурцов, перцев и помидоров. Кроме сельского хозяйства мальчик увлечен конькобежным спортом, а еще учится на отлично в 4 классе.

Как же может быть иначе в этой семье? Весь свой опыт, знания и любовь вложили в своих замечательных внуков дедушка и бабушка.

История вторая. Одинокий день рождения

(Имена героев изменены.)

Свой 70­летний юбилей Инна Николаевна встречала в гордом одиночестве: муж остался на даче. В квартире стояли цветы, ею же выращенные, но даже они ее сегодня не радовали. Телефон молчал.

Да и кто будет звонить с утра? У детей, которые обосновались в Москве и Санкт­Петербурге, своя жизнь и свои дела. По­други, наверное, на даче.

Инна Николаевна включила телевизор, но передача ей не пришлась по вкусу. Там обсуждались ситуации: с кем должны находиться дети, кто должен командовать в семье. У нее на этот счет есть свое мнение: муж должен зарабатывать деньги, а жена сидеть дома, воспитывать детей, а деньги тратить надо умеючи. Это передача для молодых. Они с мужем уже пенсионеры, и у них дом — полная чаша. Муж уже не работает, и она детям четко дала понять, что их обязанность помогать родителям. Сын и дочь на дни рождения присылают энную сумму. А им двоим много ли надо? Правда, муж стал все чаще хворать, на лекарства уходит почти вся его пенсия, но на даче всего наросло — подвела она итог размышлениям.

Она включила проигрыватель, поставила свою любимую пластинку с Джо Дассеном, взяла вышивание. Что всегда ее успокаивало, так это кропотливое дело, которое занимает все свободное время и дарит радость общения с такими же, как она, вышивальщицами. У них теперь даже соревнования, кто больше вышьет. Правда, возникает проблема — куда девать работы? Вся квартира уже в картинах. У детей свои вкусы, и они не терпят вмешательства в их личную жизнь даже путем подарков, как им кажется, ненужных. Жалко дарить свои работы, если знаешь, что их засунут пылиться куда­нибудь.

Всего в жизни Инны Николаевны много, не хватает лишь… детей. И от этого чувства неполноты сердце у нее все чаще стало щемить. Может, она была неправа, когда сказала своей дочке Юле, чтобы не брала распределение после института в Череповец, как хотела дочь, а оставалась в Москве — там возможностей для роста больше? Юля послушалась ее. В результате Инна Николаевна осталась без общения с дочкой и внучками. Когда они были маленькими, то приезжали в Череповец с родителями в отпуске на недельку погостить, а потом все реже и реже. Теперь одна из внучек живет за границей, ей не до бабушки. Другая внучка, дочка сына, приезжала к ним с дедом, пока была маленькая. Но на все лето пожить за городом Инна Николаевна отказалась ее взять — тяжело и очень ответственно. Теперь сын и невестка на нее вроде как дуются. Но она им сказала, что у нее не было никакой помощи со стороны бабушек, они с мужем своих детей поднимали сами, на лето отправляли по путевкам в пионер­ские лагеря, которые дети почему­то терпеть не могли. И Инна Николаевна до сих пор убеждена, что поступила правильно. Но сердце отчего­то щемит.

Оттого, что ничего не исправить.

Все­таки не надо было отпускать дочку от себя. Тогда сегодня рядом были бы все ее любимые.

Ой, телефон звонит! «Здравствуй, родная моя, ненаглядная моя доченька, спасибо за поздравление… Здоровы… Приезжайте хоть на денечек: у нас на даче всего наросло, загрузим всю машину…»

История третья. Вместо мамы

(Имена героев изменены.)

После рождения внука Артема Марина Николаевна сразу же уволилась с работы и всю свою любовь отдала этому крошечному существу. У дочери Ксюши было мало молока, и она почти сразу же перестала его кормить. И вообще, она была с детства слаба здоровьем.

Артемка тоже не отличался здоровьем, плохо прибавлял в весе, плохо спал. На семейном совете было решено, что бабушка отправится с внуком в деревню на парное молоко и свежий воздух. Молодые родители обещались часто их навещать и помогать. На деле вышло все не так: у молодых находились объективные причины, чтобы не приехать. Бабушке Марине досталось сполна. Она зачастую сама не успевала поесть, недосыпала, но Артемка за лето набрал вес и окреп. Осенью она сдала его на руки родителям, при виде которых ребенок заплакал. Он отвык от мамы и папы, а те привыкли к свободной жизни.

Ксюша принесла Артемку уже на следующий день к маме с просьбой оставить его с ночевкой. Она не хотела мужа отпускать одного в ресторан на корпоративную вечеринку. Марина Николаевна согласилась. И хотя Артем в эту ночь спал хорошо, ей не спалось. Всю ночь она думала о том, что оказала дочери с зятем медвежью услугу: они не любят малыша, тяготятся им, — и как ей быть дальше с внуком, которого она любит больше всех на свете. Под утро она забылась тревожным сном и проснулась от телефонного звонка. Она схватила трубку и услышала чей­то чужой голос: «…попали в автомобильную катастрофу».

Вынести горе помог маленький внук, который теперь бабушку с дедушкой зовет мамой и папой.

Людмила Никитичева
№199(22114)
19.10.2007

Источник: Газета «Речь»