19 октября 2007 года. 19:53

Не все то нужно, что хорошо

Школа № 37 глазами ее директора
С каждым годом их будет все больше и больше. Только в следующем году в области появятся еще три «цифровые» школы. Скорее всего, они будут похожи на череповецкую школу № 37, а значит, их руководители столкнутся с теми же проблемами, что мучают сейчас директора первой «цифровой» Дмитрия Кузьмина. Насколько идеальна идеальная школа № 37, задумывается он теперь:

— Две недели, которые прошли после конкурса, — достаточный срок, чтобы проанализировать то, что произошло с нашей школой. Наверно, мы были лишь винтиком в гигантской машине конкурса, которая здесь крутилась­вертелась. Но винтиком самым важным. Наи­более ответственные этапы конкурса проходили именно у нас. Все остальное носило элементы шоу. Главное — мы успешно встретили выдающихся учителей. Не испортили им праздник. Во время конкурса у нас прорвало батарею на первом этаже, а у конкурсантов через 20 минут кофе­пауза. Что делать? Когда учителя пришли, мы стояли, как будто ничего и не было. Хотя сами только­только 400 ведер воды вынесли…

Большие плазменные экраны, которые висят в интерактивном холле, выключены, на смарт­доске в фойе школьники поздравляют друг друга с победой в отборочном матче сборной России над сборной Англии. Электронное меню в столовой все чаще смотрят лишь ученики. А расписание уроков без всяких компьютерных подсказок выучили и пятиклассники.

— За дорогой техникой уход нужен. А самый лучший уход знаете где? На складе… Поэтому наша главная заслуга в том, что мы продолжаем работать с этим сложным оборудованием. Учителя, надо отдать им должное, в покое не оставляют. Они поняли, что ноутбуки, интерактивные доски им нужны. И толчком для этого послужил сам конкурс. У нас в аудиториях 13 досок. На уроках некоторые преподаватели уже не могут обойтись без них. Так что техника постепенно начинает служить. Нереально, чтобы мы вот так сразу стали «цифровой» школой, все стали под мышкой ноутбуки носить и с умными лицами искать удаленную точку доступа для wi­fi.

— Чего сейчас не хватает школе будущего?

— 37­й школе нужны хорошие специалисты, которые умеют возиться с «железом». Это нормальный инженер ПЭВМ, инженер­программист и лаборант. Зарплата должна быть тысяч десять минимум. Это у лаборанта. Инженер­профессионал меньше чем за 15 тысяч рублей работать в школе не будет. А у меня инженер буквально за идею работает. Получает около семи тысяч рублей. И он еще должен за эти деньги сложнейшую технику в порядке содержать. Интернет­трафик, естественно, безлимитный. А мне говорят, давайте мы вам два гигабайта дадим. Мало! Плюс ко всему — как часто компьютеры у нас должны обновлять? Я говорю: каждые два­три года. Надо бежать за научным прогрессом. И на это должны быть выделены деньги. А нам как выдают технику? Лет на тридцать. Это несерьезно.

Мы в нашей «цифровой» школе уже наступили на эти грабли, поэтому можем сказать: нужно еще то, то и то. И стоит это столько­то. Если каждое учебное заведение будет спотыкаться так же, как и мы, то процесс обновления школ будет очень долгим.

— Обычным средним школам действительно необходимо все то оборудование, которое сейчас есть в «цифровой» 37­й?

— Благодаря этой технике мы даем нашим ученикам более качественное образование. Новейшие компьютеры в школах должны быть. Это раз. Мобильный класс? Безусловно. Автоматизированные рабочие места: проектор, ноутбук, интерактивная доска? Да и еще раз да. Но я бы поменял, скажем, экран с электроприводом, который находится у нас в поливалентном зале, на новый компьютерный класс. Почему? Потому что его функция — лишь передать изображение сидящему перед экраном человеку, когда ему неудобно смотреть на огромный экран на стене. Для средней школы это неплохо, но не обязательно. Это то же самое, как если бы мы каждое родительское собрание завершали залпом из пушки, которая всех посыпала бы серебром. Классно? Еще бы! Надо? Вот такая штука.

Екатерина Дементьева
№199(22114)
19.10.2007

Источник: Газета «Речь»