Феликс Фарбер в защиту здравоохранени
Открытое письмо газете «Речь» по поводу статьи Ю.Сторожева «К вопросу о бесконечном милосердии» (№ 190 от 8 октября)
«…Вы же закончили свою статью тем, что обрадуетесь, если вам ответят. Вот я и отвечаю. Отвечаю, несмотря на то, что практически все главные врачи наших поликлиник и больниц на совещании, когда среди других вопросов обсуждался ваш материал, не советовали мне делать это, утверждая, что такая публикация приведет только к усилению критики медицины в СМИ. Отвечаю не только и не столько как начальник управления здравоохранения города, сколько как практически врач. Поэтому намеренно не стал прибегать к чужой помощи, готовя эту статью».
МИЛОСЕРДИЕ, сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия, различного рода помощь, благотворительность и т. п.
Толковый словарь.
Статью с таким же названием более двадцати лет назад по подобному же поводу я опубликовал в вашей газете. Тогда она называлась «Коммунист». Сменился политический строй. Мы живем уже в другой стране. Но отношение к медицине мало изменилось, хотя нагрузка на наши лечебные учреждения значительно увеличилась. Увеличилась потому, что сегодня и в нашем городе, и в стране живет значительно больше людей старшего возраста, а они в тричетыр раза чаще, чем работающие, обращаются за медицинской помощью. Старшее поколение требует больше внимания, более длительного времени на прием пациента.
По медицину не критикует только ленивый. По население ждет от нас чуда излечения, даже когда оно невозможно. Попрежнем большинство считает, что не они сами, а мы, медики, ответственны за их здоровье. Попрежнем некоторые думают, что мы, медицинские работники, всем и все обязаны: и препарат выписать не тот, который больному показан, а тот, какой он хочет, и транспорт обеспечить для доставки в больницу тогда, когда никакой речи об оказании экстренной помощи не идет. И в стационар без медицинских показаний положить, только потому, что пациент или его родственники считают, что ему два раза в году профилактически надо там лечиться. И бомжа, живущего в подъезде одного из домов, пролежавшего полтора месяца в травматологическом отделении, при этом демонстративно издевавшегося над медицинским персоналом, специально сдиравшего с себя повязки, воровавшего еду других пациентов из холодильников, мы обязаны взять в стационар повторн… Жить ведь ему негде.
И в управлении здравоохранения — если посетитель (молодой здоровый человек) пришел в неприемные часы с вопросом, не имеющим никакого отношения к экстренной медицинской помощи, при этом вынимает из кармана сотовый телефон и говорит, что записывает разговор, медицинские чиновники обязаны прекратить все, даже самые срочные дела и заниматься только им?..
А если все вышеизложенное не делается, то мы, медицинские работники, не проявляем милосердия? Оно, по вашему мнению, Юрий, должно быть у нас бесконечным, большим, чем у матери Терезы.
Наши врачебные кабинеты давно превратились в зону повышенной опасности. Спросите у любого врача, как часто его оскорбляют, как часто ему незаслуженно хамят. А мы воспитываем персонал: «Пациент всегда прав. Каждая болезнь приводит к поражению нервной системы. Среди пациентов достаточно часто встречаются люди с психическим отклонениями».
Статьи, критикующие медицину, хорошо читаются. Народ покупает газеты и журналы. Тиражи растут. А уж если будет получен ответ, развернется дискуссия — вырастут еще.
Я неоднократно в своих выступлениях говорил о том, что медицина не может быть вне критики. Порою критика вполне заслуженна, и тогда мы ее вынуждены признавать и принимать меры, чтобы подобные факты не повторялись. Кстати, сегодня подобных жалоб на бездушие медицинских работников стало значительно меньше, гораздо меньше, чем судебных процессов против врачей в такой стране, как США. Большинство обращений и писем, поступающих сейчас в управление здравоохранения, касается льгот и высокотехнологичной помощи. Конечно же, работать нам есть над чем, но сегодня речь не об этом, а о тех случаях критики медицины в СМИ, которые никакого отношения к обоснованности не имеют.
Поэтому, Юрий, радуйтесь… Вы же закончили свою статью тем, что обрадуетесь, если вам ответят. Вот я и отвечаю. Отвечаю, несмотря на то, что практически все главные врачи наших поликлиник и больниц на совещании, когда среди других вопросов обсуждался ваш материал, не советовали мне делать это, утверждая, что такая публикация приведет только к усилению критики медицины в СМИ. Недовольных медициной пока еще много. И мы со средствами массовой информации в неравных условиях, в неравных весовых категориях. Отвечаю не только и не столько как начальник управления здравоохранения города, сколько как практический врач. Поэтом намеренно не стал прибегать к чужой помощи, готовя эту статью.
Кстати, я имею основания предположить, что в вашей редакции были журналисты, которые, зная все обстоятельства дела, отказались писать эту статью… Поэтому прежде чем упрекать в отсутствии милосердия медицинских работников, не помешало бы иметь его самому. Не сомневаюсь в вашем большом журналистском таланте. Но при этом хотелось бы, чтобы вы понимали, что острое перо может очень больно и несправедливо ранить, и от журналиста порою требуется милосердия не меньше, чем от медицинского работника.
Несмотря на все недостатки нашей медицины (предвижу выражение лица многих, кто будет читать следующие строчки), я утверждаю, что в части милосердия и доступности первичной медицинской помощи мы значительно опережаем страны Западной Европы и Северной Америки. Если не верите, Юрий, я вам назову фамилии, надеюсь, авторитетных для вас людей, столкнувшихся с милосердием западной медицины. А что же у нас? Медицина Череповца, как и всей России, несет на своих плечах огромную нагрузку. Ежегодно в амбулаторнополиклинически учреждениях города отмечается более 3 млн посещений, 63 тыс. человек лечатся в стационарах плюс 15 тыс. в дневных, 40 тыс. проходят профосмотры у нескольких специалистов, кроме этого практическ столько же — осмотры по национальному проекту, почти 90 тыс. череповчан состоят на диспансерном учете у терапевтов, педиатров и узких специалистов, более 108 тыс. получают различные прививки. При этом доля платных посещений составляет менее 20 %. Поэтому говорить о том, что система отторгает пациентов, что медицинская помощь и милосердие доступны только для богатых, по меньшей мере, некорректно. Уверен, что кроме разве что стран СНГ, подобных показателей, говорящих об интенсивности работы здравоохранения, нет нигде.
Конечно, при таком объеме работы наверняка есть недовольные. Учтите еще и то, что каждый больной хочет, чтобы в результате лечения он стал совершенно здоровым, а большинство хронических заболеваний полностью не излечиваются… Но и при этом большинство социологических опросов показывают, что порядка 60 % пациентов уже и сейчас медицинской помощью удовлетворены. Даже ваша газета, проведя подобный опрос в этом году, отметила положительную динамику. Если бы у нас в городе не было здравоохранения совсем, ежегодно умирало бы не 4300 череповчан, а более 10500, средняя продолжительность жизни уменьшилась на 15 лет, а у мужчин упала бы ниже 40 лет.
Это при том, что, несмотря на имеющееся в последние годы улучшение финансирования медицины, мы попрежнем живем в условиях дефицита практически всего, кадров и финансов, оборудования и транспорта (тратим из всех источников, включая платные услуги и большую помощь металлургическог комбината медсанчасти «Северсталь», 6400 рублей — менее 200 евро на человека в год). Даже сравнивать не буду с аналогичными показателями в других странах.
Только для того, чтобы отремонтировать здания лечебных учреждений, требующие капитального ремонта, нужно почти миллиард рублей…
Нам очень многое необходимо изменить в медицине, и над медицинско этикой и деонтологией, включая милосердие, поработать, и над более эффективным расходованием имеющихся финансов, и над медицинским производственным консалтингом, и над логистикой движения потоков пациентов, медикаментов и медицинских услуг как внутри города, так и в каждом лечебном учреждении, и еще над многим другим. Но при этом хотелось бы, чтобы и наше население изменило свое потребительское отношение к медицине, и федеральные власти усвоили, что для того, чтобы эффективность здравоохранения повысить, выделяемых ресурсов крайне недостаточно. Что другой медицины у нас просто нет, а деньги можно и необходимо вложить в ту медицину, которая существует сейчас. Надеемся мы, что новые свежие идеи нам дадут анкеты пациентов, уже собранны партией «Единая Россия» в рамках акции «Лучший врач». А таких журналистов, как вы, Юрий, как и других талантливых представителей вашей профессии, очень бы хотелось иметь в качестве своих союзников в осуществлении всего вышесказанного.
Феликс Фарбер, начальник управления здравоохранения Череповца
№197(22112)
17.10.2007
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →