17 октября 2007 года. 15:15

Берега для молочных цен

Как на уровне города сдержать резкий рост цен на молоко? Вчера об этом шел разговор в мэрии
Стоимость 1 литра молока в Череповце с августа по октябрь выросла до 25 рублей — почти на 10 рублей. В Москве выкладывают 50 рублей за литр. И похоже, цены не собираются «образумиться». В чем причины? Будет ли продукт первой необходимости по карману пенсионеру, трудящемуся горожанину? Вчера эти вопросы мэр Олег Кувшинников, его заместитель Сергей Ананенко задавали представителям череповецкого молочного комбината — генеральному директору Станиславу Куликову, его заму Александру Шведову.

Неожиданный взлет цен на основные продукты питания (молоко, масло, мясо, хлеб на 50 — 70 %, а то вдвое) заставил правительство страны и власти в регионах заняться выяснением причин подорожания. Что это: провокация, сговор или следствие объективных факторов? Горожане реагируют по­своем: запасаются, чем можно запастись. Возник неожиданный дефицит продуктов. По словам Станислава Куликова, дело доходит до смешного: «Мне звонят, как в старые добрые советские времена, и просят придержать ящик­друго молока»…

— Тема нашей встречи известна, — начал разговор Олег Кувшинников, обращаясь к руководству комбината, — мне хотелось бы проговорить с вами ситуацию, которая складывается на рынках Череповца по ценам на молочную продукцию. Ситуация тревожная не только в нашем городе, но и по всей стране. Ею заинтересовались президент, премьер­минист. Все вы вчера, вероятно, смотрели передачи по Центральному телевидению, когда премьер с представителями правительства сам вышел в розничную торговлю, чтобы убедиться в том, какова динамика, каков разброс цен на всю группу товаров: хлеб, молоко, мясо. Какую я вижу проблему? Понятно, что еще весной аналитики предсказывали осенний дефицит продовольствия по некоторым видам. Понятно, что наше сельское хозяйство не в полной мере удовлетворяет спрос, Россия закупает крупные партии продуктов за рубежом. Наша экономика в большой степени завязана на европейскую конъюнктуру. Но речь сейчас не об этом. Наша задача — сохранить социальную стабильность в регионе, в Череповце, обеспечить для нашего населения возможность приобретать пользующиеся популярностью продукты питания.

После чего глава города огласил несколько цифр и фактов. Первыми неприятно удивили поставщики. Понятно, что череповецкий молкомбинат как производитель молочной продукции — лишь одно звено в цепи; поставщик сырья — первое звено.

— Я запросил справки от предприятий­поставщико сырья, — сказал мэр. — Что неприятно удивило: с августа по октябрь рост цен достигает 70 %.

— Дело не только в огромном, по нашему мнению, надуманном, провокационном, искусственном росте цен на сырье, — добавит позже Станислав Куликов. — В этой ситуации мы ощутили резкий и неожиданный дефицит сырья. Поставщики отправляют молоко в Москву.

Когда на рынке дефицит, резко растет спрос. И вот здесь молочный комбинат столкнулся с интересной ситуацией. Имея 30 % своего сырья от общего сырьевого объема (у комбината есть в районах собственные молочные хозяйства), предприятие отгружает городу продукцию дешевле, чем конкуренты. В сети своих розничных магазинов комбинат делает торговую наценку 10 %. Для примера: отпускная цена на 1 литр социального молока (в полиэтиленовом пакете) 17 руб. 10 коп., в своей рознице — 18 руб. с хвостиком. Остальная торговля делает наценку 20 — 30 %, а то и больше. Конкуренты стали уходить с городского рынка — мол, невыгодно, есть регионы подороже. А город начал испытывать дефицит молочной продукции в сети магазинов.

— Приведу пример: небольшая палатка брала у нас четыре ящика молока, — говорит Станислав Куликов, — и вдруг просит 20 ящиков. То есть в пять раз больше. При таком дефиците сырья и мгновенном росте потребления мы не в состоянии моментально отреагировать, удовлетворить спрос.

— При таком росте цен на сырье сложно контролировать цены на конечный продукт, — делает выводы мэр Олег Кувшинников, — наша область всегда являлась донором по молоку, картофелю, зерну. Почему соз­далас такая ситуация, когда основная масса сырья уходит за пределы области, нам еще предстоит разобраться. Вчера губернатор Вячеслав Позгалев провел совещание, где даны жесткие указания принять ряд мер. И я уверен, реакция власти будет незамедлительной. Речь идет в том числе и о введении заградительных пошлин, о чем в свое время говорил министр сельского хозяйства Гордеев. Вот только пошлины эти нужно было вводить значительно раньше. Кроме того, мы готовы вести переговоры с поставщиками, отправляющими сырье в Москву. Мы готовы покупать у них это сырье по их же ценам. Но надо в конце концов говорить и о неком патриотизме. Наша задача — пережить две­тр недели ажиотажного спроса. Думаю, правительство области вмешается в ситуацию. Будет подключен антимонопольный комитет, особенно по источникам сырья. Нужно выяснить, откуда такой рост цен в 70 %, когда был неплохой урожай, хорошая кормовая, материальная база, когда дотации сельскому хозяйству увеличены в разы. И чем на это нам отвечают производители сырья? Я думаю, такой «ответ» неадекватен.

Еще на двух важных моментах остановились стороны. Первое: молочный комбинат, как заверил Куликов, выполнит свои гарантийные обязательства по муниципальным контрактам — по поставкам молочной продукции учреждениям здравоохранения, образования (школам, детским садам). До конца года цены не будут подняты, невзирая на убытки. Кстати, только в сентябре, по словам Станислава Куликова, комбинат понес убытки в размере 800 тыс. руб.

И второе — рассмотреть возможность выпуска социальных сортов молочной продукции.

После встречи с мэром генеральный директор комбината и его зам ответили на вопросы журналистов. Вопросы в основном касалисьна социальных сортов продукции.

— Идея социальной группы молочных продуктов на сегодня одна из самых актуальных, — сказал Куликов, — и скорее всего, она и снимет напряженность в обществе. Но как только мы выпустим какой­нибуд социальный продукт, так спрос на него резко возрастет. Заполнить эту нишу будет трудно.

Что такое социальный сорт? Обычное молоко, пользующееся популярностью у горожан, имеет жирность 2,5 % и 3,2 %. Можно выпускать и с 1,5 % жирности в полиэтиленовом пакете. Тоже по ГОСТу, как тут же подчеркнул Куликов, предупреждая обывательское: «А что вы сделаете — разведете молоко водой?» Что б вы знали, как добавил Станислав Станиславович, молоко водой разбавить технологически невозможно. По аналогии можно сдерживать цены, выпуская маложирные сметану, творог. К слову, прежде на выпуске социальных сортов продукции комбинат не делал акцента, поскольку череповецкий покупатель привередлив. Тому есть причины. Вологодская область — молочная столица России. И еще вчера в борьбе за покупателя гендиректор комбината ревниво оглядывал прилавки городских магазинов, насчитывая продукцию примерно 18 конкурентов­производителе. Сегодня многие соперники ушли на более прибыльные рынки.

— Да, наша задача — бизнес, прибыль, — говорит Куликов, — мы вообще могли бы «перекрыть кран» и выпускать сухое молоко, которое подорожало чуть ли не втрое. Сиди себе, получай прибыль и кури бамбук. Но мы живем в этом городе, понимаем и поддерживаем социальную политику городских властей, готовы какое­т время работать даже себе в убыток, чтобы исполнить свои обязательства перед городом. Готовы выпускать социальные сорта, по возможности сдерживать рост цен.

После чего Станислав Станиславович разложил цену молока на составляющие. Отпускная цена литра молока — 14 рублей; полиэтиленовый пакет — 1 рубль, (полиэтиленовая бутылка — 2 рубля); плюс расходы на производство, зарплата, доставка. Вся экономика летит в трубу. На просьбу журналистов дать прогноз цен на молоко хотя бы до конца года, Куликов ответил в сослагательном наклонении:

— Если дальнейшая гонка цен на сырье продержится, тогда литр молока будет стоить 20 — 30 рублей. В декабре и до середины января ожидается спад потребления молочной продукции. Горожане перейдут на потребление других видов продукции — это традиционно в Новый год.

Далее разговор зашел о Европе, где цены на молочную продукцию, в частности твердые сыры (в России их почти не производят), тоже подскочили. О Канаде, где государство дотирует сельское хозяйство, вкладывая 2000 долларов в 1 гектар, а в России, для сравнения, 14 долларов. О Белоруссии, где Лукашенко просто запретил вывозить молочную продукцию за пределы страны.

Татьяна Ковачева
№197(22112)
17.10.2007

Источник: Газета «Речь»