12 октября 2007 года. 17:39

Германия: феноменальная явка избирателей

Германия — страна с одной из наиболее развитых в со­временном мире систем парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие возможности волеизъявления и реализации своих демократических прав, закрепленных Конституцией. Это тем более удивительно, если вспомнить, что в отличие от большинства стран Западной Европы Германия не обладает богатым демократическим опытом.
По сути, первое демократическое германское государство ведет свой отсчет времени с 1949 года, когда была образована ФРГ. Тем не менее к этому опыту с большим интересом относятся российские политики, особенно — политик№ 1, президент Владимир Путин, проработавший пять лет в Восточной Германии в 80­х годах прошлого века. Во многом благодаря «германофильству» российского президента Германия сегодня, пожалуй, самый надежный союзник России в Западной Европе.

Исполнительная власть. Федеральный президент. Германия — федеративное государство, каждая из 16 земель которого имеет собственную конституцию, парламент и правительство. Конституция федерации — основной закон ФРГ — принята 23 мая 1949 г. Формальный глава государ­ства — федеральный президент, который избирается специально созываемым федеральным собранием сроком на пять лет (но не более двух раз за политическую карьеру). Федеральное собрание созывается председателем бундестага и состоит из депутатов бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами (парламентами зе­мель). В случае недееспособности президента или его смерти полномочия президента осуществляются председателем бундесрата. Полномочия федерального президента в основном сводятся к чисто протокольным и представительским функциям: он представляет страну в международных отношениях.

Федеральный канцлер. Реально вся исполнительная власть в Германии принадлежит правительству во главе с федеральным канцлером. Он выдвигается от имени победившей на выборах партии парламентом — бундестагом (хотя формально назначается на эту должность федеральным президентом). Все послевоенные годы канцлер представлял одну из двух крупнейших в стране партий: либо «правых» в лице Христианско­демократического союза (ХДС) в «смычке» с Христианско­социальным союзом (ХСС), либо «левых» из Социал­демократичекой партии Германии (СДПГ). Однако ни одна из двух крупнейших партий не имеет устойчивого парламентского большинства, поэтому и христианские демократы, и социал­демократы, как правило, вынуждены входить в коалицию с более мелкими партиями.

Канцлер формирует федеральное правительство (кабинет), единолично определяет основные направления проводимой им политики. Федеральное правительство состоит из министров, которые совмещают функции членов кабинета (как коллегиального органа) и руководителей министерств. Наряду с министерствами в структуру центральных органов исполнительной власти включены Ведомство федерального канцлера (возглавляется министром по особым поручениям) и Ведом­ство по делам печати и информации (возглавляется статс­секретарем), которые подчинены непосредственно федеральному канцлеру.

Итак, федеральные министры возглавляют соответствующие министерства (в настоящее время их в ФРГ 17) и руководят их работой вместе со своими заместителями — статс­секретарями (1 — 2 чиновника) и парламентскими статс­секретарями (1 — 2 депутата, назначаемых в помощь министру). Специфика функционирования исполнительной власти в ФРГ заключается в том, что федеральные министерства проводят правитель­ственную политику, как правило, не самостоятельно на всех уровнях госструктуры, а лишь через аналогичные органы исполнительной власти земель ФРГ и на местах. Исключения составляют министерства иностранных дел, обороны, некоторые подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел — в той мере, в которой конституция ФРГ фиксирует прямое выполнение федерацией соответству­ющих функций. Замыкают структуру органов исполнительной власти местные администрации (муниципалитеты). Они подчинены земельным правительствам в вопросах, отнесенных к ведению самих земель.

Законодательная власть. Бундестаг. Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат: бундестага и бундесрата. Депутаты бундестага (669 человек) избираются населением сроком на четыре года. Половина — в избирательных округах по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина — по партийным спискам в каждой земле по пропорциональной системе. В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее5 % голосов избирателей (напомним, что в России избирательный порог повысили до7 %) по партийным спискам. Президент бундестага официально считается вторым высшим должностным лицом в государстве.

Бундесрат. Принятые бундестагом законопроекты, требующие внесения изменений в конституцию Германии и касающиеся взаимоотношений между федерацией и землями, а также затрагивающие интересы федеральных земель, для вступления в силу должны быть одобрены представительством федеральных земель — бундесратом (69 человек). Он состоит из депутатов, назначаемых на четыре года правительствами земель (схожим образом сейчас формируется российский Совет Федерации). Каждая федеральная земля имеет в зависимости от численности населения от трех до шести голосов.

Председатель бундесрата избирается поочередно и по традиции единогласно из числа премьер­министров всех16 земель сроком на один год. К компетенции бундесрата относится одобрение принятых бундестагом законопроектов, требующих внесения изменений в конституцию Германии и касающихся взаимоотношений между федерацией и землями, а также затрагивающих интересы федеральных земель.

Политические партии. Как уже говорилось, основу многопартийной системы в Германии (подобно США и Великобритании) составляют две крупнейшие силы — ХДС/ХСС и СДПГ. ХДС был образован в 1945 г., насчитывает в своих рядах более 900 тыс. человек. Опирается на поддержку католической церкви.

«Младший партнер» христианских демократов, ХСС тоже появился на свет в 1945 г., действует только на территории Баварии, в его рядах — более 130 тыс. членов.

Социал­демократическая партия Германии (СДПГ) — самая многочисленная партия ФРГ (около 940 тыс. членов), создана в 1969 г., имеет большое влияние на профсоюзы и в среде рабочих.

Свободная демократическая партия (СвДП) — либеральная партия, создана в 1948 г., выражает интересы средних и мелких предпринимателей, служащих, чиновников, интеллигенции, части крестьянства и ремесленников.

Партия «зеленых» — создана в 1980 г. в результате слияния организаций и групп, выступивших с позиций охраны окружающей среды (около 40 тыс. членов), ее опора — молодежь и студенты.

Партия демократического социализма (ПДС) является преемницей Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), число членов — более 100 тыс. человек. Кроме того, в Германии насчитывается около 700 молодежных организаций, объединений и групп. Самой крупной и влиятельной профсоюзной организацией является Объединение немецких профсоюзов (ОНП). Создано в 1949 г. В его состав входят16 отраслевых профсоюзов, численность — 12 млн человек.

Явка избирателей. Ситуация в Германии в этом плане просто феноменальная. С одной стороны, здесь нет законодательно установленного порога явки: придут на участки три человека — и такие выборы будут признаны состоявшимися. Только такого с немцами никогда не случалось. В Германии традиционно самая высокая явка в Западной Европе: от 60 % (муниципальные и земельные выборы) до 82 — 85 % (федеральные выборы).

Сергей Комлев
№194(22109)
12.10.2007

Источник: Газета «Речь»