12 октября 2007 года. 17:39

Ребенок стал учеником

Как развить самостоятельность и ответственность у первоклассников?
Не секрет, что отношения между детьми и родителями не всегда складываются ровно и радужно. Нередки конфликты. Можно ли изменить ситуацию? Как взрослым и детям лучше понять друг друга? Как защитить детей, которым плохо живется в семьях? Для этого в городе в рамках программы «Дорога к дому» родился новый проект — «Территория детства», поддержанный городскими СМИ: газетой «Речь» и телестанцией «Канал 12». В минувшую среду в 19.35 на «Канале 12» вышла первая одноименная передача для детей и взрослых. Да, именно так: передача адресована и ребятам, и родителям, а также педагогам. Мы не привыкли обсуждать проблемы воспитания детей с самими детьми, но правильно ли это? Журналисты «Канала 12» и специалисты программы «Дорога к дому» пробуют повести разговор по­новому. Впервые на телевидении предполагается не просто ставить проблему, но и показывать, как ее можно решать. Впервые ведущими и героями передачи станут сами ребята — со своим взглядом на самые разные ситуации. Их мнения дополнят известные в городе взрослые.

Темой первой передачи была адаптация пятиклассников к новым учебным условиям.

Ну а газета «Речь» в дополнение к телеэфиру публикует материал для семей, где есть первоклассники: школьные проблемы обострены не только у ребят, вступивших в среднее звено школы. Какие шаги полезно предпринять родителям, чтобы их дети не просто были в школе успешны, но и чтобы их отношения с родителями стали еще лучше?

Правила для родителей школьника. Елена Ливенцева, психолог, руководитель проекта «Родительская академия» МСПДМ «Восхождение»

Первый класс… Первая по­настоящему серьезная деятельность. Первая по­настоящему важная и признанная взрослыми роль: «Я — ученик». Первые успехи и победы, первые трудности, ошибки и разочарования.

Все дети и все взрослые переживают этот момент: поступление ребенка в первый класс, для каждого он по­своему важен. Как запомнится вашему ребенку первый класс, зависит во многом и от вас, дорогие родители: от вашего отношения к деятельности ребенка, от вашего уважения и понимания его новой социальной роли, от ваших первых реакций на успехи и неудачи.

Чтобы ребенок рос уверенным, самостоятельным, успешным, любознательным, увлеченным, активным и счастливым, любил учебную деятельность, полезно родителям помнить и использовать несколько правил общения с первокласс­ником, да и вообще с учеником любого возраста.

Вторжение в занятия ребенка (игру, учебу, просмотр телепередачи и т.п.) без его согласия и прерывание этих занятий ведут к печальным последст­виям: деятельность обесценивается. У школьника растет убеждение: «То, что я делаю, не важно, не значимо для взрослых, а значит, и вообще никому не нужно». Хочется ли вам делать то, что никому не нужно и не интересно? Так рождаются лень, скука и апатия.

Режим деятельности и отдыха во все времена помогал организовать себя и свое время. Когда садишься за уроки в один и тот же час, не приходится раскачиваться и настраивать себя на работу, так как уже есть привычка в это время успешно и эффективно заниматься.

Контакт и уважение помогают развивать в ребенке ответственность и самостоятельность. Свое принятие ребенка вы транслируете через свое отношение с позиции «Мы равны» и открытые вопросы:

— Чем бы ты хотел позаниматься?

— Сколько тебе на это понадобится времени?

— Каких результатов ты хотел бы достичь?

— Что ты чувствуешь, когда у тебя получается, что думаешь о своих успехах?

— Что нужно делать, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно?

— Что тебе интересно в жизни?

— Что тебе помогает справляться с трудностями?

— Что не получается?

— Какая помощь тебе нужна?

— Кто бы мог тебе помочь?

— Что будет, если ты не сделаешь это?

— Что это значит для тебя?

— Что можно сделать, чтобы ситуация изменялась (не менее трех шагов)?

— Что можно сделать сегодня (не менее одного шага)?

Конечно, здесь очень много вопросов, и не все вам понадобятся, они обозначают лишь общее направление. Ваша родительская интуиция вам подскажет, возможно, более удачный вариант. Главное — это уважение к мнению ребенка, ваша вера в его способности и возможности.

На все успехи ребенка и на его неуспехи всегда полезно как­то реагировать, если ребенок с вами делится своими переживаниями, но при этом следует помнить три пункта:

Изучать изменения в деятельности ребенка после ваших воспитательных вмешательств.

Не повторять несколько раз того, что не приносит положительных изменений.

Повторять и закреплять то, что приносит положительные изменения.

Если запрет на посещение любимой секции или друга не принес позитивных изменений (ребенок снова не хочет читать, не стал аккуратнее писать), то не стоит в следующий раз снова запрещать идти на тренировку или к другу.

Не полезно сравнивать ребенка с другими детьми, это вызывает обиду, раздражение и зависть. Полезно сравнивать вчерашние и сегодняшние успехи самого ребенка, отмечая сильные стороны и ресурсы (то, что помогает ему справляться с трудностями).

Развивая ребенка, просто необходимо помнить и осознавать, куда мы идем, что развиваем, к чему стремимся. Зная только то, от чего надо уйти или убежать, никогда не придешь к цели.

Чаще вспоминайте себя школьником, делитесь своими успехами, ситуациями преодоления трудностей с ребенком, обсуждайте свои ресурсы и точки роста.

Успехов вам и вашим первоклассникам, терпения, сил и удовольствия от жизни.

P.S. 24 октября, в 19.35, вы увидите вторую передачу цикла «Территория дет­ства». Ее тема — насилие и дети. Не забудьте включить телевизор!

Разнообразные материалы в помощь вам, родители, и ответы на ваши вопросы; полные версии интервью с череповецкими папами; комментарии, новости и т.д. — на сайте www.mspdm.ru

Консультации специалистов по вопросам взаимоотношений детей и родителей — круглосуточно по телефону горячей линии «Детство» 57­10­07. Здесь же вы можете узнать, в каких учреждениях консультируют психологи городской программы «Дорога к дому». Запись к психологам МСПДМ «Восхождение» по телефону 57­55­13.

Ирина Ромина
№194(22109)
12.10.2007

Источник: Газета «Речь»