12 октября 2007 года. 17:39

Комсомольцы, добровольцы… Парк 200­-летия Череповца в воспоминаниях горожан

Одни путают его с парком КиО; для других это хорошо знакомое место, где встречаются с друзьями или любимыми; кто­то растил детей, катая коляску по тенистым аллеям. А для кого­то парк, которому в 2007 году исполнилось тридцать лет, — друг молодости. С ним связаны воспоминания, которыми так хочется поделиться…
С читательницей первой, откликну­вшейся на призыв редакции, мы решили встретиться прямо в парке. У ворот нас ждала симпатичная женщина в нарядном платье — Мария Григорьевна Соболева.

— Давно я здесь не была, — начала она свой рассказ. — А как сюда прихожу — плачу. Потому что деревья, которые я помню еще саженцами, стали такими огромными. Деревья растут, а люди стареют… Понимаете, здесь же раньше был пустырь. И вот я пришла на этот пустырь и получила свое задание…

Заданием для Марии Григорьевны стала разметка парка: именно ей поручили перенести с плана на землю границы дорожек, аллей и цветников. До сих пор цветы и деревья в парке растут на тех местах, куда их определили ее руки.

— По профессии я лесник. Лесовод. Инженер по лесу. Занимались и посадкой леса, и лесозаготовкой. Поэтому, когда я пришла и увидела эту необъятную ширь, не испугалась, начала работать.

При планировке, при разбивке парка все начинается от изначальной точки. На плане такой изначальной точкой были ворота. Мне пришлось делать все одной — не помню уже, почему так получилось. Вообще­то, нужно два человека, потому что разметочную ленту вдвоем натягивают. Но я обычно измеряла так: у меня есть тешка, кол двухметровый, и этим вот колом я и измеряла все расстояния. Я, во­первых, размечала, как должны быть по плану расположены деревья. (Они высаживаются через четыре метра.) И на каждое место, где должно быть дерево, мне надо было поставить колышки. Колышками обозначались и границы дорожек, цветников. Породы деревьев тоже были указаны в плане. Здесь в основном были ясени и березы. А вот это липы. Жаль, ни одного дуба нет. А надо бы, чтобы были красивые, необычные деревья: дубы, лист­венницы, вязы…

Мария Григорьевна вздыхает: лиственница — ее любимое дерево.

После того как разметка была нанесена, в будущий парк хлынули комсомольцы, чтобы высаживать деревья.

— Я, конечно, переживала. Людей пришло много, надо было всех обеспечить работой. А они такие все: рвут и мечут, сажать им надо! Работали с большим энтузиазмом. И вот что я вам скажу: человек, который к этому делу причастен — к посадке деревьев, — романтик. Недавно я встретилась с одним из тех комсомольцев. И он меня узнал! Через столько­то лет! «Помните, — говорит, — как мы с вами сажали деревья?..»

Мария Григорьевна за свою жизнь сменила множество профессий: была не только лесником и озеленителем, но и зоотехником, и работником химического производства. Но деревья до сих пор остаются ее главной любовью: женщина работает в детском саду и помогает благоустраивать его территорию.

Председатель городского совета ветеранов Николай Васильевич Ератин, в 1977 году возглавивший Первомайский райисполком Череповца, Марию Григорьевну Соболеву не вспомнил, хотя парк рождался под его руководством. Но уж очень много людей было тогда в его подчинении. Мы встретились с Николаем Васильевичем в его рабочем кабинете, на стене которого висит большая карта города.

— Все эти территории в Первомайском районе — здесь же были деревни Борок, Ельницкая, которые надо было сносить и на их месте строить город. Все организации Череповца начали строить в Первомайском районе. За короткое время были возведены кинотеатр «Победа», больница водников, поликлиника, санаторий химики построили. Появились новые магазины… филиал музея нашего городского. Парк мы начали засаживать деревьями где­то… в начале 80­х годов. Это все была санитарная зона у завода силикатного кирпича. Ее мы и решили использовать для озеленения. Часть средств сняли со строительства улицы Боршодской; часть — с улицы Леднева. Часть выделил завод силикатного кирпича. Предприятия тоже давали деньги на закладку этого парка. Первую аллею мы заложили слева от входа и до улицы Боршодской. Называлась она Аллея депутатов. Мы все там работали: я, мои заместители, депутаты… Теперь, конечно, уже забыли, кто какие деревья посадил, но моих деревьев там — не сосчитать! Потом были разные круглые даты, к которым были приурочены посадки. Была дата комсомола — комсомольцы сажали в парке деревья, делали клумбы. Была и круглая дата пионерской организации. У нас тут напротив две школы, так школьники­пионеры тоже разбивали клумбы, сажали цветы. Ну, и за счет субботников парк рос.

Посадка далась нелегко: трудно было доставать саженцы. Мы договаривались с коммунальщиками, питомником; некоторые саженцы сами привозили из леса — посылали за ними машину. Вот таким образом потихонечку строили — и по­строили. Претендовал на название парка в 1987 году комсомол, хотели назвать его Комсомольским. Но в горисполкоме посоветовались и решили назвать парком 200­летия Череповца.

Не каждый из череповчан может показать в парке «свое» дерево. Но почти у всех с этим местом связаны воспоминания. Как, например, у нашей читательницы Зинаиды Михайловны Семеновой.

— Парк в те годы, в восьмидесятые, был не такой, как сейчас. Не такой ухоженный и благоустроенный. Все жаловались: «Почему нет ни света, ни скамеечек?» А скамеечки несколько раз ставили. Только утром я иду на работу — скамеечки есть; а вечером возвращаюсь — они все или поломаны, или украдены. И фонари там ставили, только с них без конца провода снимали… Была у парка дурная слава, и люди там не особенно ходили, тем более по вечерам. А я там ходила часто — из котельной, с работы, домой. И вот однажды иду я с работы, а в руке у меня черенок от лопаты. Что­то он у меня все валялся — вот я и решила его домой забрать. Иду, значит. А в парке темно… И вдруг кто­то как налетит на меня сзади, как черенок из рук выхватит! Я перепугалась… А человек и говорит: «Привет, голубушка!» Оказалось, это мой муж меня встречает с работы… А зимой в парке было красиво: там ясеней много, и на них прилетали целые стаи снегирей, клевали семечки. Сейчас вот почему­то не прилетают.

От редакции. Если у вас, дорогие читатели, тоже есть воспоминания, связанные с парком 200­летия Череповца, пишите нам, мы с удоволь­ствием ваши письма опубликуем.


№194(22109)
12.10.2007

Источник: Газета «Речь»