12 октября 2007 года. 17:39

Цены на вырост

Инфляция преподнесла россиянам сюрприз. Кто автор?
Одной из самых обсуждаемых тем на этой неделе стал рост цен на продукты питания. Росстат опубликовал индекс потребительских цен за сентябрь 2007 года. Как выяснилось, таких высоких темпов подорожания не было с 2000 года. Это спровоцировало всплеск инфляции, которую, как заявила Эльвира Набиуллина, недавно возглавившая Министерство экономики и развития, не удастся удержать в запланированных на 2007 год рамках — 8 %. Только по официальным данным, молоко за месяц подорожало на 7,2 %, сливочное масло — на 9,4 %, подсолнечное — на 13,5 %, яйца — на 6,1 %. В ряде регионов дела обстоят хуже, чем в целом по стране. Правда, подешевели овощи и сахарный песок, но это мало кому помогло. Всего за месяц подорожали почти 90 % пищевых продуктов. Власти ищут виновных. Владимир Путин поручил правитель­ству разобраться с ростом цен на продукты. Минсельхоз пытается увеличить производство мяса и молока. Минэкономразвития заявило, что введет экспортные пошлины на сухое молоко, а также небольшие пошлины на пшеницу. Генпрокуратура взяла под особый контроль ситуацию с ценами на рынке хлеба и зерна. Фракция «Единой России» в Госдуме, поддержав инициативу президента, попросила премьер­министра Виктора Зубкова разработать меры по сдерживанию удорожания продуктов. Чем спровоцирован столь резкий рост цен? Должно ли государство жестко вмешаться в рыночный механизм ценообразования? Сегодня свое мнение высказывают…

Сергей ГАВРИЛОВ, директор Череповецкого филиала Университета Российской академии образования:

— На мой взгляд, вмешательство государства в экономику страны, в естественный процесс рыночной «стихии» должно быть. Но оно должно быть разумным, это ключевое слово. Задача государства — найти баланс интересов, чтобы в результате подобного вмешательства не оказались задушены положительные процессы развития экономики. Рост цен на отдельные виды продуктов, я думаю, это некая спекуляция и провокация, злоупотребление ситуацией стабильности экономического роста в стране, подъема рейтинга президента Владимира Путина. Мне кажется, эта ситуация имеет и политическую подоплеку, я имею в виду предстоящие выборы депутатов в Государственную думу, президента страны. Бессовестное использование ситуации отдельными структурами. Я думаю, нация (в широком смысле слова) должна мобилизоваться, не поддаться на провокацию. Желание отдельных представителей экономики «рвануть» цены, «срубить» (извините за сленг) даже не сиюминутную, а сиюсекундную прибыль — взять не сто, а двести процентов — бессовестно. Почему бы не задуматься над тем, что будет завтра. Да, на уровне подсознания нам тяжело поверить в стабильность, всегда присутствуют со­мнения: Путин возглавляет страну — стабильно, а будет ли стабильно завтра? Но если провокационное «рвануть» будет превалировать, хуже будет всем — и сетевикам, которые задирают цены, и бизнесу, и стране, и рядовым гражданам. Нация, предприниматели, крупный, средний бизнес — все мы должны понять свою ответственность в этой ситуации. Мы можем по­разному относиться к «Единой России», к другим партиям, но мы находимся, я еще раз по­вторяю, на подъеме развития экономики, задан правильный вектор ее развития. Если мы поддадимся ситуации — проиграем. Крайне не хотелось бы называть конкретных виновников, хотя субъективный фактор в процессе роста цен явно присутствует, а разобраться в том, что на самом деле происходит, можно. Такие экономические процессы, как резкий рост цен на молоко, хлеб, достаточно прозрачны, и можно понять, что и от кого идет.

Владимир ПЕТРОВ, депутат городской Думы:

— Я считаю, что государство вправе и может разобраться в причинах роста цен на продукты. Согласен с председателем Государственной думы Борисом Грызловым, который откровенно назвал виновных. По его мнению, цены поднимают сетевые организации, магазины, транспортные, заготовительные предприятия. Насколько я знаю, и Генеральная прокуратура следит за ситуацией на рынке. Одним из факторов удорожания хлеба и хлебобулочных изделий называют рост оптовых цен на муку, который в свою очередь напрямую связан с увеличением закупочных цен на зерно. Иначе каким образом можно объяснить такое подорожание: чуть ли не в два раза увеличились цены на сливочное масло, подсолнечное. Почему вдруг такие темпы роста взяли цены на молоко, хлеб, сыр. Вряд ли это можно объяснить резким повышением спроса на товары первой необходимости. Кроме того, мне не совсем понятно, как рассчитывается уровень инфляции. Точнее, понятно, расчет инфляции — дело непростое. Но ее средний показатель — как средняя температура по больнице. Рекордная сентябрьская инфляция ударила прежде всего по кошелькам малоимущих граждан. Высчитывать ее уровень, смешивая в одно доходы богатых и бедных граждан, на мой взгляд, не совсем правильно. Реальный рост цен гораздо выше тех, что декларируются.

Любовь ВЕСЕЛОВА, директор ООО «Ампрод»:

— Почему магазины подняли цены на молоко, сыр? Потому что сельхозпроизводители подняли цены на сырье. А дальше по цепочке произошло удорожание на перерабатывающих заводах и комбинатах. Аналогичная ситуация и с мясными изделиями — колбасой, сосисками и т.д. Что касается цен на подсолнечное масло и другие виды продуктов, их подстегнул ажиотажный спрос. Люди закупают впрок. Берут — значит, и цены растут. Вспомните ажиотажный спрос на соль в прошлом году. Там и тени объективности нет.

Татьяна Ковачева
№194(22109)
12.10.2007

Источник: Газета «Речь»