19 сентября 2007 года. 07:25

«Желтый» телепередел

Российское телевидение стремительно «желтеет». Хит прошлого и нынешнего телесезонов — программа телеканала НТВ «Максимум», имеющая самые высокие рейтинги. Бесконечными скандалами и невероятными слухами зрителей потчуют и другие федеральные каналы. Примеру «монстров» следуют многие региональные и местные телекомпании. Одновременно последовательно снижается количество острых и интересных общественно-политических передач. Почему? Этот вопрос «Речь» адресует генеральному директору ТС «Канал 12», депутату областного Законодательного собрания Алексею КАНАЕВУ.
Российское телевидение стремительно «желтеет». Хит прошлого и нынешнего телесезонов — программа телеканала НТВ «Максимум», имеющая самые высокие рейтинги. Бесконечными скандалами и невероятными слухами зрителей потчуют и другие федеральные каналы. Примеру «монстров» следуют многие региональные и местные телекомпании. Одновременно последовательно снижается количество острых и интересных общественно-политических передач. Почему? Этот вопрос «Речь» адресует генеральному директору ТС «Канал 12», депутату областного Законодательного собрания Алексею КАНАЕВУ.

— Мне кажется, причин этому несколько. Начну с того, что в России за последние годы существенно изменилось само содержание политики и отношение к ней общества. Раньше — во времена перестройки, затем в период становления новой России — политические события были очень бурными (вспомним хотя бы, с какой частотой Борис Ельцин тасовал своих министров). И кстати, напоминали нынешние «желтые» телепрограммы; только главными героями были не звезды шоу-бизнеса, а сами политики. Сегодня все достаточно стабильно: страна стабильно развивается, стабильно растет ВВП, стабилен состав правитель­ства (недавняя отставка кабинета министров не вызвала ни паники среди населения, ни каких-то серьезных последствий на фондовых рынках). Потому что все понимают: новое правительство в главном продолжит курс прежнего. А раньше была интрига: кто приедет на смену уволенным, как будет развиваться страна? К тому же политика стала менее публичной.

На самом деле для страны такое спокойствие — благо. А вот для журналистов — проблема, поскольку интересных политических тем стало меньше.

— Но разве жизнь сейчас такая уж беспроблемная? Разве общество ко всему абсолютно безразлично? Но мы видим, что и «общественная» составляющая телевещания тоже неуклонно сокращается.

— Общество очень долго было напряжено — опять же глобальными проблемами развития страны: куда идем, под чьим руководством и т.д. И в определенный момент, на мой взгляд, оно пресытилось бесконечными дискуссиями. Общество попросту устало от насыщенной общественно-политической повестки дня. Это как у человека за периодом активной деятельности следует период отдыха и сна.

— То есть телевидение просто следует изменившемуся общественному запросу?

— Думаю, во многом да. Хотя здесь сложно сказать, что первично — «курица» или «яйцо». В какие-то исторические отрезки преобладает влияние общества на ТВ, в какие-то — наоборот. Сейчас мне кажется, что мы находимся на той стадии, когда ТВ больше подстраивается под запросы и интересы общества. И соответственно ищет какие-то другие ниши.

— Но вряд ли «уставшее общество» нуждается для «отдыха» в таком количестве телевизионной «чернухи». По­смотрите, во что превращается или уже превратилось некогда респектабельное НТВ. Это — уже за гранью добра и зла. И самое печальное, что этот формат активно перенимается региональными и местными телекомпаниями.

— «Желтая» тематика всегда активно разрабатывалась газетами (вспомним успех газеты «СПИД-инфо» и многих других «желтых» изданий), и сегодня ТВ, к сожалению, тоже вовсю играет на этой «поляне». По сути, «чернуха» (или «желтуха») перекочевала с газетных страниц на телеэкраны.

Но в регионах — в меньшей степени. Потому что подобные «желтые» программы целиком выстроены на слухах, на передергивании фактов, по принципу ОБС — «одна бабка сказала». В региональных же СМИ вся фактура — гораздо ближе к получателям информации. Факты попросту проще проверить. Региональные СМИ в целом ближе к реальным запросам своей аудитории. Поэтому по-прежнему рейтинги местных информационных программ — и пример «Канала 12» это подтверждает — очень высоки, интерес к местным новостям не упал. А на центральных каналах — все наоборот.

— Какой баланс в своем программировании сейчас пытается соблюдать «Канал-12»?

— Мы хотим, как и раньше, оставаться в первую очередь ТВ, актуальным для всех горожан. А формат программ может быть разным: это и новости, и так называемые «проблемные» программы, когда мы привлекаем внимание местных властей к той или иной тематике. И надо отметить, что в Череповце власти всегда, еще со времен мэрства Вячеслава Позгалева, а за ним и Михаил Ставровский, и сейчас Олег Кувшинников, оперативно реагировали и реагируют на проблемы, поднятые нашими зрителями и нашими журналистами.

— То есть у вас доля общественно-политического вещания не сократилась?

— Нет, и мы не собираемся ее сокращать, ибо видим, что в Череповце интерес к таким передачам достаточно высок.

Сергей Комлев
№177(22092)
19.09.2007

Источник: Газета «Речь»