7 сентября 2007 года. 13:58

Буш включает задний ход

Ирак будет головной болью не только нынешнего президента США, но и следующего
Во вторник президент США Джордж Буш с неожиданным для СМИ визитом нагрянул в Ирак. Но еще более неожиданным стало его заявление, что в скором времени можно будет начать вывод из страны американского контингента. Хотя все вокруг ждали от Буша, что он, напротив, скажет об отправляющемся в Ирак подкреплении. При этом очевидно, что сценарий отступления спровоцировала Британия, войска которой в ночь на понедельник внезапно покинули южноиракский город Басру.

Оккупация Басры, продолжавшаяся более четырех лет, завершилась отступлением под покровом ночи с унизительного разрешения шиитских повстанцев. Потратив за это время пять миллиардов фунтов стерлингов (более 10 млрд долл.) и потеряв убитыми 168 человек, британцы так и не принесли населению юга Ирака ни мира, ни порядка, ни покоя, ни безопасности. И хотя новый премьер­минист Великобритании Гордон Браун поспешил заверить, что это не бегство, а «заранее запланированный отход», очевидцам показалось, что подданные королевы поспешно уносили ноги из ставшей невыносимой для них Басры. В последние дни положение 500 британских военных, расквартированных в бывшем дворце Саддама Хусейна, стало невыносимым. По свидетельствам очевидцев, они уже давно не патрулировали город и не появлялись на улицах даже в дневное время. Они сидели во дворце, забаррикадировавшись мешками с песком, и регулярно отбивали атаки шиитских военизированных группировок.

Эта картина разительно отличается от той, которую можно было наблюдать четыре года назад, когда 16­тысячны британский контингент вошел в Басру и другие южные провинции Ирака. Тогда шиитское население этой части страны, ненавидевшее притесня­вшег его суннита Саддама Хусейна, встретило королевские войска улыбками и танцами на улицах. Британцы в их глазах выглядели освободителями и спасителями. Американцы, которым с первых дней вторжения пришлось иметь дело в Багдаде с жесточайшим сопротивлением суннитских повстанческих группировок, злорадно шутили, что солдаты Ее Величества прибыли в Ирак «на курорт».

Однако со временем ситуация резко изменилась. Хотя британские войска вели себя исключительно учтиво и всячески старались продемонстрировать населению свое дружелюбие, стараниями шиитских лидеров они постепенно превратились в «ненавистных колонизаторов». В Басре, где за власть борется множество группировок, ситуация с безопасностью постоянно ухудшается. Как только британцы попытались вмешаться в эти разборки, они сами оказались в роли защищающихся. Не последнюю роль здесь, по мнению экспертов, сыграло антибританское пропагандистское давление со стороны соседнего Ирана.

И вот в ночь на 3 сентября под покровом темноты по пустынным улицам Басры прошла длинная колонна танков, бронетранспортеров и другой техники. Накануне британцы выпустили из тюрьмы 60 арестованных боевиков, то есть, по сути, пошли на сделку с повстанцами, чтобы обеспечить себе безопасный уход из дворца и передислоцироваться в аэропорт Басры, где расположена главная и теперь единственная база британских войск в Ираке. Скорее всего, и там солдаты королевы долго не задержатся. Дело в том, что уже в будущем году в Великобритании пройдут парламентские выборы, и лучшим средством поднять рейтинг лейбористов будет обещание премьера вывести из Ирака в 2008 году последнего британского солдата.

Пока же заявлено, что на базе в аэропорту Басры британ­ски войска намерены сосредоточиться на «наблюдении за обстановкой» и подготовке иракских военнослужащих. Прямых операций против боевиков британцы проводить не будут. Именно такую тактику предложила в конце прошлого года американским войскам в Ираке межпартийная комиссия, возглавляемая бывшим госсекретарем США Джеймсом Бейкером. Эксперты пришли к выводу, что необходимо контролировать страну из укрепленных баз вдали от крупных городов, а работу по очищению страны от отрядов боевиков передоверить ирак­ски силам без. Джордж Буш тогда не прислушался к рекомендациям ко­ми­си и предпочел действовать в рамках «новой стратегии». В Ирак был послан стратегический резерв Пентагона, в задачу которого входила борьба с повстанцами. Мало того, Буш запросил у законодателей разрешения на отправку туда дополнительно 30 тысяч военных. Предполагалось, что они присоединятся к уже находящемуся там 160­тысячном контингенту. И 10 сентября конгресс должен был заслушать доклад командующего международной коалицией Дэвида Петроса об итогах «новой стратегии» и вынести свой вердикт. Однако вывод британских войск из Басры спутал президенту США и его «ястребам» все карты. По сообщениям британской The Daily Mail, этот демарш чрезвычайно разозлил Джорджа Буша. Как утверждают журналисты, в Белом доме были возмущены тем, что британские войска покинули Басру в то время, когда Буш попросил отсрочить принятие каких­либ решений по Ираку до официального отчета в конгрессе США Дэвида Петроса. Однако правитель­ств Гордона Брауна эти призывы игнорировало и не стало ждать даже несколько дней. После такой пощечины у «новой стратегии» Джорджа Буша практически не оставалось шансов на успех. Конгрессмены, среди которых большинство у демократов, скорее всего, признают бесплодность тактики массированного давления и вернутся к рекомендациям «комиссии Бейкера». Тем более что представители демпартии, как и ряд видных республиканцев, давно уже выступают за изменение стратегии США в Ираке и настаивают на скорейшем выводе оттуда войск.

Эта угроза и заставила Буша сыграть на опережение. Выступая перед американскими солдатами, Буш впервые объявил, что планируется вывод из Ирака значительной части американского контингента. При этом глава США подчеркнул, что решение о количестве контингента будет приниматься самими военными, несущими службу в Ираке. «Они решат исходя из ситуации, а не из нервической реакции вашингтонских политиков и СМИ», — сказал Буш. Эксперты не исключают, что в ближайшие месяцы американские войска будут выведены в пригороды Багдада, так же как британские — в пригороды Басры. Правда, Буш, как и прежде, не назвал конкретных сроков. Он лишь предположил, что американские войска смогут отправиться домой, когда в Ираке сложится благоприятная обстановка. «Когда мы будем снижать количество войск в Ираке, то сделаем это с позиции силы и успеха, а не с позиции страха и провала», — заявил глава Белого дома. Тем не менее американские СМИ считают иракское выступление Буша программным и в определенном смысле переломным. По мнению некоторых обозревателей, это начало сворачивания иракской кампании. Или как минимум, отказ от дальнейшего увеличения американского контингента в этой стране. Впрочем, многие убеждены, что Буш до конца своего президентства будет «тянуть резину». «Вопрос не в том, надо или не надо уходить из Ирака, — замечает эксперт вашингтонского The Brookings Institution Сара Байндер, — вопрос в том, кому придется подписывать приказ об отступлении. Джордж Буш предпочел бы, чтобы войска оставались в Ираке до конца его президентского срока, а сомнительную славу президента, потерявшего Ирак, намерен уступить своему преемнику, которым, скорее всего, будет кандидат от Демократической партии. Демократы это понимают и будут всячески стремиться к тому, чтобы войну закончил тот, кто ее начал, то есть Буш. Поэтому именно конфликт вокруг сроков вывода американских войск из Ирака станет главным содержанием открывшейся осенней сессии конгресса. Буш и демократы будут перекидывать друг другу Ирак, как горячую картофелину. Никому не хочется оказаться в Белом доме в тот момент, когда последний американский вертолет покинет Багдад».

По данным Высшей комиссии ООН по делам беженцев, число иракцев, покидающих дома в страхе за свою жизнь, увеличилось с 50 тысяч до 60 тысяч в месяц. На данный момент беженцами — в своей стране или за ее пределами — являются примерно 4,2 млн иракцев. По статистике информационного агентства AP, в августе были убиты 1809 иракских мирных жителей, а в июле — 1760. Американские военные потеряли убитыми в августе 81 человека — на двух больше, чем в июле, но меньше, чем в мае, когда потери достигли максимума в этом году — 126 человек. «Когда говорят, что нужно положить конец войне в Ираке, я всегда пытаюсь уточнить, о какой войне идет речь, — пишет Кристофер Хитченз в итальянской газете Corriere della Sera. — Сегодня на иракской земле идет, как минимум, три войны, помимо многих второстепенных конфликтов. Первая, и самая трагическая, война за господство между суннитами и шиитами. Вторая — кампания американцев, направленная на то, чтобы изолировать и разгромить «Аль­Каид» в Месопотамии. Третья — борьба курдского меньшинства за защиту и усиление своего регионального правительства на севере страны…» При этом все стороны — и сунниты, и шииты, и радикальные исламисты, и курды — ждут, когда американцы уйдут из Ирака, и копят резервы, чтобы приступить к генеральной схватке за власть, в ходе которой резня может достигнуть невиданных до сих пор масштабов. Только Джордж Буш­младши к тому времени уже умоет руки и удалится на свое ранчо в Техасе.

Сергей Бегляк
№169(22084)
07.09.2007

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Эпидемиологи зафиксировали шестилетний максимум активности клещей на Вологодчине

Паразитам не помешали даже аномальные холода и снежный покров, установившийся в конце апреля

Последнее в рубрике

Телеграм: новая эра общения и продвижения

Телеграм сегодня - это не просто мессенджер, а мощная социальная сеть с миллионами активных пользователей по всему миру. Она объединила в себе удобство общения, безопасность и возможности для бизнеса, что делает ее привлекательной как для личного исп