5 сентября 2007 года. 07:35

Максимум мини-­заводов

Летом этого года компания «Северсталь» объявила о новой стратегии — строительстве мини­заводов в России. До сих пор в отрасли речь шла в основном о проектах по модернизации или установке нового оборудования на существующих мощностях. О строительстве новых производств заявляли лишь небольшие компании, выросшие из дилерских центров.
О том, как работают российские предприятия компании, рассказал изданию «Время новостей» Анатолий КРУЧИНИН, генеральный директор основной производственной площадки «Северстали» — Череповецкого металлургического комбината — и член совета директоров ОАО «Северсталь». «Речь» перепечатывает это интервью, вышедшее во вчерашнем номере «ВН», с небольшими сокращениями.

— Недавно «Северсталь» объявила о намерении построить так называемые мини­заводы по производству проката в Нижегородской и Саратовской областях, трубопрофильный завод в Шексне (Вологодская область). Почему именно сейчас принято решение о строительстве этих заводов, причем трех одновременно?

— Строительство новых мощностей — логичное продолжение нашей стратегии органического роста на привлекательных рынках. Последние три­четыре года мы инвестировали главным образом в Череповецкий металлургический комбинат. Мы практически построили новый электросталеплавильный цех, запустили мощности по производству листа с полимерным покрытием, новую линию по оцинкованию «Севергал». Большой объем работ был проделан для перехода производства на выпуск штрипсовых марок стали и стали для автопрома. В тот же период был построен Ижорский трубный завод (ИТЗ), модернизирован стан «5000» под Петербургом.

Российский рынок всегда был для нас приоритетным. А наибольший темп роста и развития в последнее время демонстрировала стройиндустрия — один из основных потребителей металлопродукции. Каждый год спрос на металлопрокат в этом секторе увеличивается на 10 — 15 %, и чтобы удовлетворить его, мы приняли решение о строительстве мощностей. Трубопрофильный завод в Шексне будет производить ежегодно около 450 тыс. т гнутого стального профиля диаметром до 650 мм. Ввод в строй этого предприятия поможет в создании продукции с высокой добавленной стоимостью, что является основой нашей стратегии роста.

Решение о строительстве мини­миллов (мини­заводов — ред.) в Саратовской и Нижегородской областях также было принято исходя из перспектив внутреннего рынка, прогнозов потребления арматуры, нашего понимания эффективности этих проектов. Мы постоянно увеличиваем свое присутствие на внутреннем рынке и намерены придерживаться этой тактики. Если четыре года назад мы продавали на внутреннем рынке 30 — 40 % суммарного объема нашей продукции, а 60 — 70 % поставляли на экспорт, то теперь мы 70 — 75 % поставляем на внутренний рынок и только 25 — 30 % идет на экспорт. Экспорт для нас это прежде всего спот (продажи по контрактам с немедленной поставкой — ред.). И мы стремимся работать на тех рынках, где наиболее привлекательные цены. На внутреннем же рынке мы действуем исходя из интересов ключевых клиентов.

— В перспективе доли экспорта и импорта могут меняться или нынешнее соотношение оптимально?

— Распределение наших продаж будет зависеть от ситуации на рынке. Если внутренний рынок будет демонстрировать те же темпы роста потребления, ту же стабильность, то, безусловно, мы будем стремиться упрочить свое присутствие на нем. Необходимо отметить, что почти все наши конкуренты также активно наращивают объем поставок на внутренний рынок и инвестируют в новые производства. Поэтому конкуренция тут достаточно сильная.

— Объявленные проекты сооружения предприятий в Саратове и Нижнем Новгороде практически идентичны: объем производства — 1 млн тонн сортового проката, срок запуска — 2010 год. Означает ли это, что они могут оказаться альтернативными?

— Мы планируем оба этих проекта реализовать параллельно. Помешать нам, теоретически, могут какие­то тонкости, связанные с оформлением сопроводительных документов, с согласованием. Это может стать причиной небольшого сдвига по времени в ходе этих проектов относительно друг друга, но в принципе нам бы хотелось их построить одновременно.

— А почему предприятия будут работать на ломе? И откуда этот лом будет поставляться?

— Все мини­миллы работают только на ломе. В таком производстве не используется жидкий чугун. Выбор площадки для размещения мини­милла определяется тремя факторами: наличие лома, обеспеченность электроэнергией, близость потребителя. Все подобные заводы приближены к конечному потребителю. И Саратов, и Нижний Новгород расположены очень выгодно: в них есть свободные генерирующие мощности, определенный объем лома и удобная логистическая структура, связывающая их с потребителем. Так что мы получим положительный эффект за счет экономии на транспортной составляющей.

— Какие еще ниши внутреннего рынка «Северсталь» готова занимать?

— Каких­то радикально новых ниш мы для себя не видим. Мы будем стараться расширять свое влияние в сегментах, где уже присутствуем, к потребностям которых привыкли и знаем, что им нужно будет завтра, послезавтра. Мы выбрали для себя несколько приоритетных направлений: автопром, топливно­энергетический комплекс, строительная индустрия и машиностроение. Кроме того, мы обеспечиваем производство метизов компании «Северсталь­метиз».

— Какая доля внутренних по­ставок приходится на автопром, на ТЭК, стройиндустрию?

— Больше всего продукции мы отгружаем в адрес региональных дистрибьюторов — это 32 % от нашего суммарного объема реализации. 25 % из этих 32 % приходится на строительный комплекс. На трубные предприятия мы поставляем 19 % от общего объема производства, в машиностроительные компании — 16 %, на автозаводы — 8 %.

— В рамках режима промышленной сборки в Россию приходит много зарубежных автомобилестроительных компаний. И большин­ство из них создают свои производства в логистически удобной для вас Ленинградской области. Намерены вы с ними сотрудничать? Насколько «Северсталь» сможет обеспечить потребность этого растущего сегмента?

— По работе с этим сегментом мы немного опередили время и построили «Севергал». Скажем так, несколько раньше, чем возникла реальная потребность в автолисте такого качества. Однако проблем со сбытом мы не испытываем, наш лист охотно берут строители.

Отечественный автопром металлопродукцию такого качества пока не использует. Однако мы уверены, что пришедшие в Россию ведущие автомобильные компании, которые пока будут заниматься только сборкой, заинтересованы в поставках качественного автолиста и в итоге должны будут локализовать производство. И мы готовы их обеспечить. Ведь, по сути, мы на сегодня единственная в России компания, которая может производить и отгружать своим потребителям лист должного качества. Мы делали пробные поставки в адрес ведущих компаний и получили положительные отзывы. Сомнений, что мы сможем выпускать продукт, который потребуется той или иной компании, у меня лично нет. Наши пробные партии получили очень хорошие отзывы по качеству.

— Кто­то уже пользуется продукцией «Севергала» на регулярной основе?

— У нас есть опыт работы с московским заводом Renault («Автофрамос» — ред.). В ближайшее время мы собираемся перейти к поставке материала для изготовления таких ответственных деталей, как капот и крыша автомобиля. Там требуется высококачественный металлопрокат. Рассматривая возможные варианты сотрудничества с автопроизводителями, мы хотели бы обеспечить тот сервис, к которому привыкли западные компании, а это потребует серьезной модернизации нашей работы, в частности создания специализированных сервисных центров. Надо учитывать, что, в принципе, во всем мире автомобильные заводы очень редко напрямую связаны с поставщиками металлопроката. Как правило, они работают как раз через сервисные центры, ведь автопроизводители не хотят держать у себя на складах большой объем металлопроката.

— А на экспорт лист с «Севергала» поставляется?

— До недавнего времени блокирующим пакетом в «Севергале» владел ArcelorMittal. И мы были обязаны по договору поставлять прокат по его каналам. Теперь мы выкупили этот блокпакет и вправе самостоятельно принимать решения по реализации металлопроката с «Севергала». Оказалось, что нам выгоднее продавать его в России. Цены на внутреннем рынке сегодня практически сопоставимы с ценами на европейском рынке для автопрома, а по ряду позиций и более интересны.

— Еще одним из серьезных потребителей вашей продукции является ТЭК. Намерена ли компания увеличивать поставки в его адрес?

— Наш стан «5000» (расположен на территории Ижорского трубного завода — ред.) рассчитан на производство 850 тыс. т металлопроката в год. Пока мы планируем, что ИТЗ будет производить 450 — 650 тыс. т труб в год. Наращивать объем выпуска сверх этого без дополнительных инвестиций невозможно. Впрочем, мы достаточно четко видим картину на ближайшие 5 — 10 лет по тем проектам ТЭК, которые либо точно будут реализованы, либо уже реализуются. С учетом ввода новых мощностей другими компаниями, работающими в этом сегменте (ЧТПЗ, ОМК, Магнитка), наше решение о расширении производства будет ориентироваться в том числе на то, насколько запуск их проектов будет отвечать потребностям ТЭКа. Нет смысла строить то, что не будет востребовано.

— Как обстоят дела с сертификацией продукции ИТЗ для глубоководной ветки «Северного потока»?

— Мы освоили на ИТЗ новые виды металлопроката в соответствии с требованиями, изложенными потребителем («Газпром» — основной заказчик — ред.). Опытные образцы труб изготовлены. Насколько я знаю, они сейчас проходят необходимую сертификацию, и я думаю, что положительное заключение должно быть получено в ближайшее время.

— Вы не могли бы назвать суммарный объем инвестиций в предприятия «Северстали» на этот год или на ближайшие пять лет?

— На пять лет мы, пожалуй, пока озвучивать не будем. У нас есть понимание того, что мы хотели бы сделать в этот период, но ситуация меняется очень быстро, и говорить об инвестициях на такой промежуток времени сложно. На этот год без учета внешних проектов объем инвестиций составляет около 28 млрд руб. Значительная часть этих средств будет освоена в Череповце. Средства пойдут в том числе на завершение модернизации установок непрерывной разливки стали в конвертерном цехе. Недавно стартовал проект по сооружению второй линии полимерных покрытий производительностью 200 тыс. т. Со строймонтажом под ключ ее установка обойдется примерно в 70 млн долл. Кроме того, начались работы по реконструкции доменной печи № 3. Инвестиционные средства пойдут и на перекладку коксовой батареи № 7, на работы по модернизации стана «2000» горячего проката, по гидронажимным устройствам, по системам автоматики и сберегающим технологиям.

Думаю, в ближайшие два­три года уровень инвестиций будет немного меньше. Разрабатывая программу инвестиций, мы стараемся, чтобы она из года в год была стабильной. С 1998­го по 2006 год в развитие производств в России мы вложили 116 млрд руб. Этот процесс должен быть понятным, это очень важно для публичной компании.

— Как будут финансироваться все эти проекты — за счет соб­ственных средств компании или за счет займов?

— Это могут быть и собственные деньги компании, которыми мы сегодня располагаем, и заемные. Все будет зависеть от того, на каких условиях мы можем получить их от финансовых учреждений. Компания имеет положительную денежную позицию (т.е. превышение денежных средств над задолженностью). Поэтому возможны варианты.

— Каковы перспективы развития мировой стальной отрасли?

— Это будет мнение частного лица. И насколько оно будет совпадать с тем, что на самом деле произойдет, вопрос дискуссионный. Наибольшие риски сегодня представляет для России Китай. В меньшей степени — Индия. Мы видим, как эти страны наращивают производство. Китай стал поставлять металлопрокат в больших объемах на экспорт, в том числе в Европу и Россию. Безусловно, этот фактор оказывает давление на российский рынок. При этом сейчас в отличие от предыдущих лет на рынке много позиций проката с высокой добавленной стоимостью и с полимерным покрытием достаточно высокого качества. Объем таких по­ставок с каждым годом растет.

Вместе с тем ежегодно увеличивается потребление металла внутри страны. И есть большой потенциал для развития этой тенденции. Если оценим, например, потребление стали в килограммах на душу населения, то увидим, что мы еще очень сильно — в три­четыре раза — отстаем от развитых стран. И мы можем уверенно прогнозировать, что достигнутый темп роста внутреннего потребления будет только увеличиваться. Отличную динамику демонстрирует стройиндустрия, причем не только рынок жилья, но и инфраструктурное строительство. Как показывает мировой опыт, если эти процессы начинаются, то, как правило, не заканчиваются в течение двух­трех лет, а развиваются на протяжении десяти­пятнадцати. Сейчас обеспеченность современным жильем в России отстает от уровня, который соответствует развитию нашей экономики. Но этот разрыв сокращается: активно обновляются фонды жилищного строительства, увеличивается масштаб и эффективность строительства, к нам приходят крупные европейские строительные компании. Все это оживляет рост внутреннего металлопотребления.

При этом следует учитывать, что все металлургические компании очень серьезно относятся к модернизации мощностей, обновляют основной фонд и внедряют новые технологии. Поэтому в среднесрочной перспективе конкуренция на рынке будет обостряться.

Наращивать производство на череповецкой площадке в ближайшие 5 — 10 лет мы не планируем. Оно будет сохраняться на уровне примерно 9,5 млн т конвертерной стали в год и 2,2 млн т электростали. Дальнейшее увеличение производства здесь будет связано с необходимостью инвестировать во все переделы, а это уже очень большие затраты. Вместо этого мы сосредоточимся на снижении затрат и инвестициях в качество.

Анна Ландер, «Время новостей»
№167(22082)
05.09.2007

Источник: Газета «Речь»