31 августа 2007 года. 20:18

США: разделяй и властвуй

США часто приводят в качест­ве образца президентской республики. И действительно, глава государства здесь наделен чрезвычайно широкими полномочиями. Но с существенными оговорками. Почти двухвековое пребывание под британской короной и общий пример абсолютистской на то время Европы научили американцев относиться к государ­ственной власти с осторож­ностью и недоверием. Вот почему отцы­основатели США в созданной ими Конституции изначально заложили принципы разделения законодательной и исполнительной властей, властных сдержек и противовесов.
Помимо общего разделения властей Конституция четко распределила полномочия между центральной властью и властями штатов, создав федеральную систему государственного управления. Американцы, учитывая свой долгий опыт жизни в отдельных колониях и штатах, ревностно оберегали и оберегают прерогативы местной власти. Считая принцип федерализма едва ли не основным гарантом от деспотии центрального правительства и предоставив этому правительству лишь ограниченные властные полномочия. Вся остальная власть передана правительствам штатов и местным администрациям.

В соответствии с Конституцией исполнительная власть в США осуществляется президентом. В его руках сосредоточена вся полнота этой власти, и президент имеет возможность оперативно принимать важнейшие решения. К примеру, как верховный главнокомандующий он может начать военные дей­ствия без формального согласия Конгресса. Срок президентских полномочий определен в четыре года. Согласно 22­й поправке, принятой в 1951 году, президент США не может избираться более двух раз и исполнять свои обязанности более восьми лет. Президент и вице­президент формально избираются коллегией выборщиков, за которых голосуют избиратели в каждом из штатов по спискам, предложенным политическими партиями. Как и у нас, главы различных министерств и ведомств исполнительной власти назначаются президентом. Но одно существенное отличие есть: в Штатах глава государства напрямую руководит кабинетом министров, по сути, являясь и премьер­министром. Важнейшие чиновники образуют так называемый кабинет, по нашему — правительство: это в общей сложности 14 человек.

Президентом США может стать гражданин страны по рождению, старше 35 лет и прожи­вший на территории США не менее 14 лет. Годовая заработная плата президента 200 тыс. долл. Кроме того, ему выделяются не облагаемые налогами средства на административные расходы. Нынешний президент Джордж Буш­младший — 43­й в истории страны.

Вице­президент вступает в должность президента в случае кончины или отставки действу­ющего президента. К кандидату в вице­президенты предъявляются те же требования, что и к кандидату в президенты. Он избирается также на четырехлетний срок. Его годовая заработная плата 171,5 тыс. долл.

Законодательной властью по Конституции США наделен двухпалатный Конгресс, состоящий из Сената, представляющего интересы штатов, и Палаты представителей, представляющей все население страны. Если проводить аналогии с Россией, то наш аналог американского Сената — это Совет Федерации. А Палаты представителей — Государственная дума.

Основные полномочия Конгресса: налогообложение, регулирование торговли с зарубежными странами и между штатами, право объявления войны, формирование вооруженных сил и выделение средств на их содержание и т.д. Конгресс работает в сессионном режиме. Ежегодно созывается одна сессия. Сейчас сенаторов в США выбирают прямым всеобщим голосованием — по 2 человека от каждого из 50 штатов, сроком на 6 лет. Для сохранения преемственности власти сроки полномочий сенаторов смещены во времени таким образом, что в каждый год выборов становится вакантной только треть мест.

В Палате представителей заседают 435 человек, их представительство пропорционально чис­ленности населения в каждом штате, но каждый штат имеет не менее одного своего представителя в нижней палате Конгресса. Конгресс­мены избираются на двухлетний срок всеобщим тайным голосованием по одномандатным округам. Здесь мы видим коренное отличие от российской парламентской системы: с этого года все 450 депутатов Госдумы избираются исключительно по партийным спискам. Спикер, или председательству­ющий, избирается членами палаты, другими руководителями палаты являются лидеры и секретари партийных фракций. У нас все ровно так же. В Конгрессе формируются различные комитеты и комиссии. Их председателями, как правило, становятся члены фракции большинства.

Конгресс — не только законодательный орган. Сюда поступают жалобы граждан на чиновников. На рассмотрение этих жалоб сенатор или конгрессмен в среднем тратит почти столько же времени, сколько у него уходит на законодательную работу. Конгресс привлекает внимание общественности к важным социальным проблемам и политическим альтернативам, проводя специальные слушания и расследования.

Кандидат, баллотирующийся в Палату представителей, должен быть старше 25 лет, не менее 7 лет являться гражданином США и ко времени выборов проживать на территории штата, от которого избирается. Годовая заработная плата члена палаты составляет около 140 тыс. долл. Кроме того, он получает сред­ства на содержание офиса и оплату труда помощников.

В Конституции США не упоминаются политические партии, но со временем они стали играть ключевую роль в политической жизни страны. Партии выполняют роль посредника между народом и властью, вовлекая активистов и претендентов в избирательный процесс и предлагая электорату различные программы.

В идеале такими же посредниками должны стать и российские партии.

Важнейшей чертой партийной системы США является существование двух основных политиче­ских партий — Республиканской и Демократической (к становлению двухпартийности как основы политической жизни давно стремится и Кремль). На протяжении всей американской истории (за исключением периода Граждан­ской войны, когда демократы поддерживали рабовладельче­ский Юг, а республиканцы Север) размежевание интересов между ними никогда не было четким. Поэтому внутри обеих партий всегда проявлялись различные, подчас противоположные, интересы. Следовательно, всегда возникала необходимость идти на компромиссы при выработке политических платформ разных партий, что отражалось в их программах. Нередко итог голосования в США определялся отношением скорее к личности кандидата, чем к его политической программе.

— Американское центральное правительство не является основным игроком и субъектом, принимающим главные решения в большинстве сфер общественной политики. Международные наблюдатели видят прежде всего сильные вооруженные силы, которые действительно находятся под контролем федерального правительства. Они видят регулирование бизнеса и систему социального обеспечения, которые тоже под его контролем. Но это, пожалуй, и все. Все остальные сферы общественной политики находятся в ведении правительств штатов или местных властей.

Дэвид Кинг, зам. директора Института политики Школы государственного управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета

Сергей Комлев
№164(22079)
31.08.2007

Источник: Газета «Речь»