31 августа 2007 года. 20:18

Лето на двенадцати листах

Художник Валерий Карпущенко проиллюстрировал повесть Ивана Шмелева «Лето Господне»
«Эх, у меня бы драка в салуне хорошо вышла», — цокает языком в известный череповецкий живописец. Нет, лично дебоширить Валерий Карпущенко не намерен, просто сожалеет о пока несбывшемся — нарисовать картинки к приключенческим романам. Вальтер Скотт, Александр Дюма, Жюль Верн… До всех этих шпаг, шляп с перьями, коней, закусивших удила, у него карандаш чешется. Впрочем, на судьбу художник отнюдь не ропщет, хотя до мечты наверняка доберется не скоро. В планах у Карпущенко и его бессменного соавтора, историка Татьяны Сизоненко продолжить галерею знаменитых череповчан, а также создать несколько исторических полотен с российскими императорами на первом плане.

Повесть «Лето Господне» сравнительно недавно вошла в школьную программу. В каждом слове почти физически ощущается, что Иван Шмелев, выводивший буквы «Лета…» в парижской эмиграции, пишет исключительно для себя и о славе не помышляет. Фактически, произведение есть перечень со вкусом описанных праздников Москвы времен его детства. А что для пацана главное в празд­нике — как калачи пахнут, баранину жарят, чистую одежду надевают и троекратно целуются. О том и пишет. Хорошая, одним словом, повесть. Загвоздка в том, что к этому чисто ребячьему повествованию, над которым млели современники Шмелева, сегодняшние дети в лучшем случае равнодушны. Не жалевший бумаги на описания чувств и переживаний автор подчас позабывает о картинке и действии, в которых нуждается ребенок. Замысел Татьяны Сизоненко в том и заключается, чтобы расцветить книгу яркими иллюстрациями.

Работа над ними началась с составления списка старорусских праздников: Рождество, Святки, Пасха, Масленица и другие. Всего двенадцать. Кстати, это число потом здорово аукнется, когда авторы задумают сделать из картинок календарь. Многие из прежних красных дней календаря сегодня не только что не отмечаются, а даже попросту неизвестны.

Каждая маленькая картина представляет собой коллаж из героев и событий, описанных Шмелевым по отношению к тому или иному празднику. Для удоб­ства отличения одного персонажа от другого каждый из них подписан, кроме повествователя, рыжеволосого мальчика, присутствующего на каждой иллюстрации. Не требуют подписей и московские храмы — каждый из них «срисован» с натуры, фотографии. По поводу иных деталей художник консультировался с самим Гиляровским, современником Шмелева. Тот как на духу, на какой странице ни раскрой, вещал череповчанину, что ели, пили и носили москвичи столетней давности.

Двенадцать картин специально были подготовлены к 1 сентября — учителя литературы, которым они были презентованы, признались, что лучшего учебного пособия не видели. Впрочем, пока серия существует только в оригиналах. Размножить на 47 папок — по количеству череповецких школ — у создателей нет денег, при удачном стечении обстоятельств «Лето Господне» Валерия Карпущенко когда­нибудь появится в магазинах. Не проявили интереса к проекту и издательства художественной литературы. Все, как один, отказывали сразу, даже не пожелав увидеть работы.

Сергей Виноградов
№164(22079)
31.08.2007

Источник: Газета «Речь»