31 августа 2007 года. 20:18

Новый старый символ

Здание Камерного театра отмечает 100­-летие и второе рождение
Отсчет времени, оставшегося до приемки Камерного театра, идет на часы — она назначена на 15 часов в понедельник, 3 сентября. До этого момента предстоит устранить все недочеты, докрасить, доштукатурить, довинтить… Возрождение здания театра произойдет как раз в год его столетия — ровно век назад оно было построено и представлено на суд гласных городской думы. Тогда оно было предметом гордости тороватых черепан. Таким же предметом гордости, таким же символом нашего города (наравне с Октябрьским мостом и памятником Афанасию и Феодосию) ему предстоит быть.

Однако же… честно говоря, размах работ даже беспокоит. А не построили ли у нас на глазах новодел? Насколько сохранно историческое здание? Что нового, что старого?

Отправился ваш корреспондент на реконструкцию Камерного театра, прихватив с собой письмо читателя Константина Геннадьевича, который задал вопрос о том, где это строители разжились кирпичом и растворами, по качеству не хуже старинных, и вообще — кто это взялся за реставрацию исторического памятника? Шел, имея в запасе весьма яркие воспоминания о тех временах, когда здесь был еще вполне действующий Дворец культуры металлургов. Были танцы, приходили девочки в мини и парни в клешах, с длинными волосами. В дверях туалета висели тяжелые красные бархатные шторы, а за ними плотным облаком висел папиросный дым. В зрительном зале стояли деревянные стулья, которые звонко хлопали, когда с них вставали. И уже тогда отчаянно скрипел под ногами рассохшийся паркет, в углах потолков было сыро, и кое­где сыпалась штукатурка. А сквозняки…

Генеральный директор генподрядного управления «Стройметиз» Виктор Выдрин встретил нас на ступеньках центральной лестницы, по которой можно из «криуля» подняться сразу на второй этаж Камерного театра. Прочитав пришедшее в редакцию письмо, он улыбнулся и принялся рушить одну легенду за другой.

«Вот в старину был кирпич так кирпич, а нынче кирпич не тот!» Оказывается, с точки зрения нынешнего строителя кирпич столетней давности не выдерживает критики. Лепили­то его вручную! Значит — ни о каких геометрически правильных формах и речи идти не может. Более того, тогдашний кирпич вовсе не отличается тем замечательным долголетием, которым наделяет его народная молва. После того как стены, возведенные в 1907 году, были обследованы, выяснилось, что он потерял свою несущую способность на 30 — 70 %. Пришлось закачивать в трещины специальные растворы, а всю кладку после очистки пескоструйным механизмом покрывать специальным составом, который защитит ее от воздействия окружающей среды.

Кстати, и раствор начала XX века ничем таким особенным не отличался. Может быть, когда­то и замешивали известку на яичном желтке, но это только потому, что ничего другого в распоряжении не было! А нынешний цемент тогдашнему даст сто очков вперед.

Кстати, и новые стены выглядят куда лучше, чем прежние. Есть такой архитектурный элемент, называемый «пилястры», — полуколонны, выступающие из стен. Их капители выложены тщательно и красиво. Оказывается, и такой сложный элемент по плечу нынешним каменщикам. А чтобы использовать фигурный кирпич, не пришлось его специально «испекать»: поставили прямо на стройплощадке специальный станочек и «обстругивали».

При обследовании здания выяснилось, что общестроительных работ будет намного больше, чем предполагалось изначально. Нужно принимать во внимание, что Камерный театр строился под присмотром и по поручению гласных городской Думы. А в купеческом городе и думцы народ прижимистый, норовящий прикупить на грош пятаков. И вот тому несколько примеров. Выяснилось, что трехэтажное кирпичное здание в нашем болотистом краю опирается на фундамент, который заглублен в землю всего лишь на 0,6 м! С современной строительной точки зрения — верх легкомыслия и безответ­ственности. Поэтому незадолго до реконструкции фундамент был укреплен специалистами питерской фирмы по специальной технологии — и неплохо укреплен, надежно. Но это — по внешнему контуру здания. Часть театра была отстроена фактически заново, поскольку ее деревянные конструкции сгнили физически и устарели морально. Под эту часть стен подведен уже фундамент современный, проч­ный.

А еще выяснилось, что старый Камерный театр вообще не достроен. Первоначальный проект предусматривал, что башня с часами будет стоять в вершине угла, а стороны этого угла — равные по величине крылья по улице Ленина и Воскресенскому проспекту. Но Череповцу элементарно не хватило денег. Поэтому по проекту деловито чиркнули линейкой и примерно треть здания не построили. А потом была война. И вторая. И третья. Короче, до проектных кондиций здание достраивается прямо сейчас. И делает это частный предприниматель Истомин, которому принадлежала снесенная «Дока­пицца». Но эта часть театра к 1 сентября не будет сдана.

Далее. Проект ремонта кровли предусматривал лишь замену металлических листов. Но специалисты «Стройметиза» выяснили, что напрочь сгнили и ее несущие балки. Услышав о том, мэр Михаил Ставровский, его заместитель Василий Семичев посмотрели на Выдрина нехорошо. Тот незамедлительно пригласил их на объект и продемонстрировал степень износа балок наглядно. Было принято решение о замене всей кровли.

Столетие бытия привело здание старого театра практически на грань существования. Например, под потолком танцевального зала находится большая балка. К моменту начала рекон­струкции она прогнулась на 60 см! Если бы она в конце концов сломалась, а такое вполне вероятно, она бы пробила все перекрытия и ушла в подвал. Пришлось ее осторожно вырубить, смонтировать опалубку и отлить из бетона балку новую — армированную.

Точно так же пришлось усовершенствовать перекрытие, на котором зиждется пол большого зала театра. 100 лет назад оно было забетонировано без всякой арматуры и потому по прочности не соответствовало современным требованиям. Пришлось и его полностью вырубать и выбрасывать, а на его месте сооружать новое. Предварительно связав арматуру, конечно.

Но особую гордость «Стройметиза» составляет купол. Время его не пощадило; он потерял в прочности. Поэтому под ним соорудили сложную систему из восьми стальных ферм, с которых к куполу идут поддержива­ющие балки. Теперь — прочно.

Поторапливая и стимулируя своих работников, Виктор Васильевич не устает напоминать: «1 сентября никто не отменял!» Нет, не зря крайний срок в со­временном менеджерском жаргоне называется дедлайном, то есть смертельной чертой. Если не успеют строители… это даже страшно представить. И поэтому перекуры редки, отовсюду грохочут разные механизмы, сверкают огни сварки, отдыхающий строитель здесь — зрелище почти невозможное. Всюду пыль, но даже сквозь нее видно, что обновленный Камерный театр великолепен. Пол в холле набран из полированных плит итальянского гранита. Он и дешевле, и лучше карельского, как ни странно. Стены в ретростиле украшены гипсовой лепниной. Ограждение перил стоит того, чтобы им полюбоваться, — художественная ковка. Большой зал на диво преобразился. Теперь кресла в нем будут располагаться амфитеатром с понижением к сцене. Сцена сама по себе сложнейшее инженерное сооружение. К пульту операторов света и звука сходятся сотни проводов.

Успеют ли все это закончить к 1 сентября?

Виктор Выдрин в этом не сомневается. Для его предприятия Камерный театр стройка знаковая, этапная. Ведь в основном «Стройметиз» возводит проекты промышленные, от широкой публики скрытые. А тут — театр. В недалеком будущем один из символов города, который мы будем показывать гостям.

Юрий Сторожев
№164(22079)
31.08.2007

Источник: Газета «Речь»