Далекое — близкое
Новый проект к 90летию газеты «Речь»
Восточная мудрость гласит: «Не дай нам бог жить в период перемен». Нам выпало жить в одну из таких эпох — в период распада СССР, появления новой суверенной России, становления рыночной системы координат, к которой далеко не все сумели адаптироваться. В 90е годы прошлого столетия люди, рожденные и воспитанные в стране, где с «пионерских пеленок» давались социальные гарантии и прививались коммунистические догматы, оказались в море стихийного рынка, дикого капитализма и совершенно чуждых им идеалов. Как и во время любой другой революции, им, оказавшимся вовлеченными в водоворот событий, выбирать не приходилось. Надо было успеть както привыкнуть к переменам, приспособиться, переучиться, перестроиться… Теперь же, после восьми лет путинской стабильности, многое стало забываться. Поэтому мы и решили вспомнить, «как это было». С помощью подшивок «Речи», которая вместе со всем городом тоже приспосабливалась к новым временам, восстановить хронологию событий проще всего. Ведь ежедневная городская газета — это ко всему прочему еще и летописец Череповца. Конечно, за 90 лет существования нашей газеты отрезок 90х годов не самый трагичный. Но выбрали мы его потому, что он, быть может, еще близкий для многих людей «советской» формации, уже бесконечно далек для тех, кто входит во взрослую жизнь в последние годы. Для молодежи это уже история. И ее тоже надо знать. В 1990м началось невиданное доселе явление — массовый исход коммунистов из партии. Бросали партбилет на стол по поводу и без повода — изза неотоваренных талонов (на водку, колбасу, масло, мыло, стиральный порошок…), изза производственного конфликта, изза старых обид… И если в начале года это происходило еще келейно, внутри отдельно взятых парторганизаций, то уже к середине — процесс пошел более гласно, эпатажно, с написанием модных тогда «открытых писем». И газета «Коммунист», несмотря на название, охотно их печатала, как и множество других заметок и статей, не способствующих укреплению авторитета КПСС. Сбрось «Коммуниста» с крыши. В конечном счете, первая неделя сентября 1990 года стала временем беспрецедентного «бракоразводного» процесса самой газеты с горкомом КПСС. Номер от 1 сентября (№ 17886) был странным. Слева привычный колонтитул «Коммунист», над которым столь же традиционный девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Внизу, как всегда, обозначено: «Орган городского комитета Коммунистической партии Советского Союза и городского Совета народных депутатов ордена Трудового Красного Знамени г. Череповца». И вот от этого железобетоннотрадиционного клише ведет то ли скобка, то ли стрелка, указывающая на пять больших топорно изображенных букв: «РЕЧЬ», под которыми незамысловатое пояснение: «Общественнополитическая газета». Сосуществование «Коммуниста» и «РЕЧИ» продолжалось ровно неделю, а потом «Коммунист» исчез навсегда. Всероссийскую известность этот факт получил благодаря фотокорреспонденту ТАСС Сергею Метелице, запечатлевшему, как с крыши городской типографии рабочие сбрасывают буквы «Коммунист». Фоторепортаж Метелицы обошел страницы практически всех центральных изданий СССР. И подписи к снимкам гласили, что уже и на местах партия утратила авторитет; что из нее бегут не только отдельные члены, но и целые «печатные органы»; что процесс распада КПСС стал необратимым.
Сказка противоестественная. Конечно, в этой истории немаловажна «роль личности». Будь редактором нашей газеты какойнибудь партфункционер, назначенный присматривать за своенравным журналистским коллективом, она бы послушно плелась в фарватере КПСС, по крайней мере, еще год — до запрета партии в августе 1991го. Но Павел Павлович Крупеников, как талантливый журналист, точно просчитал ситуацию и уловил момент для быстрого превращения «партийного органа» в нормальную общегородскую газету. А смена названия была лишь поводом для такой операции, после которой в газете, как говорит сам Крупеников, наступила идеальная ситуация, когда партия вожжи отпустила, а Советы народных депутатов их еще не подхватили. Свобода! «Все шло по инерции, — вспоминал Крупеников. — Типография у нас была, бумага была, деньги шли. Я чувствовал, что это сказка какаято — противоестественная».
Впрочем, эйфория продолжалась недолго. 9 октября, то есть через месяц после свершившегося факта, опубликовано постановление горсовета об учреждении газеты «Речь», образовании совета ее учредителей из шести человек (три журналиста и три депутата). При этом подтверждалось, что «газета «Речь» является правопреемницей газеты «Коммунист». Тем не менее возникли новые — рыночные — проблемы: типография стала прибавлять цены; возник дефицит газетной бумаги; партийные дотации прекратились, а депутаты не спешили с финансовой помощью. Редакция начинала учиться зарабатывать деньги самостоятельно и 30 октября выпустила первое в своей истории рекламное приложение.
Контратака горкома. Не все, конечно, приветствовали переименование городской газеты и сопутствующие метаморфозы. Вот, к примеру, какое письмо Р.Щербаковой публикуется в «Речи» 2 октября: «Поздравляю с созданием кадетской газеты «Речь». Ваш коллектив называет себя творческим, что очень сомнительно. Скорее всего, вы являетесь контрреволюционным придатком, попугаями, которые повторяют и тиражируют измышления московских и иных маккартистов и мракобесов. Вы являетесь выразителем идей (если можно так выразить) класса новых грабителей, которые ликвидировали Советскую власть и превращают Родину в колонию западного капитала… Вместе с жеребцамицерковниками, лженаучными писакамихлестаковцами вы отупляете и разлагаете народ и помогаете этим вернее его закабалить, одним словом, от всех ваших писаний исходит трупный запах смердяковщины…»
Горком КПСС тоже к октябрю опомнился от шока и предпринял попытку реанимировать «Коммунист»: набрал штат, выделил кабинеты (партийный штаб тогда занимал весь комплекс училища искусств), объявил подписку на двухразовый выпуск газеты в неделю многотиражного формата. Однако возрождение «органа» не состоялось. Просуществовав несколько месяцев на партийные дотации, «Коммунист2» закрылся. Слишком мало череповчан уже разделяло идеалы коммунизма. Да и партийная касса изза массового исхода членов КПСС стремительно пустела.
Эксклюзивный мэр. Газета же «Речь», выходившая пять раз в неделю тиражом 94010 экземпляров, оставалась самой массовой трибуной Череповца. И в отличие от партийных секретарей, которые крайне редко выступали в своем «органе», молодой председатель горисполкома Вячеслав Позгалев эксплуатировал эту трибуну с беспрецедентной для тех времен регулярностью. Эксклюзивное интервью с ним под рубрикой «10 минут в конце недели» появлялось каждую субботу. При этом подавляющая часть вопросов касалась вопиющего товарного дефицита, поразившего город. Очереди за картошкой и сахаром, солью и спичками, стиральным порошком и мылом, за золотом, наконец, — каждую неделю возникал какойто ажиотажный бум, и исполнительная власть пыталась както на него отреагировать. Хотя в условиях общесоюзной разбалансированности экономических отношений и товарного хаоса сделать на местном уровне можно было немного. Вот и оставалось градоначальнику философствовать. «Пустые прилавки и набитые деньгами карманы не стимулируют людей к труду, — говорил Позгалев в очередном интервью, — а вот пустые карманы и набитые прилавки дают серьезный стимул к работе и предпринимательству».
«Топор, зажаренный вместо говядины». Так называлась опубликованная в «Речи» и занявшая целую газетную страницу статья народного депутата РСФСР и директора «Аммофоса» Валерия Бабкина, в которой он, осторожно поддерживая начинания Позгалева, с неслыханной до тех пор критикой обрушился на депутатов горсовета. В чем только не упрекал Бабкин местных депутатов (а тогда их было более сотни), у которых «нет проблем» замахнуться на решение любого вопроса: создать ли в Череповце и районе зону свободного предпринимательства; отменить ли все ранее выданные акты по отводу земли; подчинить ли себе не только предприятия местного значения, но и союзного — вплоть до меткомбината и «Аммофоса»… «Неймется нашим череповецким депутатам, — писал Валерий Вениаминович. — Хотят они больше и больше заглотить, проглотить, откусить, оттяпать. Зуд власти настолько превышает их уровень, что нет уже удержа…» Завершается статья следующим пассажем: «Сессия горсовета доверила В.Е.Позгалеву управлять повседневной жизнью города. Это профессионал. Дайте ему возможность выполнять свои функции, тогда у вас будет возможность спросить. Пока же у власти люди, которые не могут управлять городом, да и не захотят отвечать потом за свои дела, кто же о тебе позаботится, череповчанин, если не ты сам?» Кстати, в ближайшем интервью сам Позгалев попросил оставить статью Бабкина без комментариев. Не вступили с директором в полемику ни председатель горсовета Евгений Дунаев, ни ктолибо из местных депутатов.
Они пели для ангелов. Равик Смирнов, второй череповчанин, делегированный в Верховный Совет РСФСР, всегда утверждал, что не хлебом единым должен жить наш город. Свою предвыборную кампанию режиссер народного театра построил на голодовке в знак протеста против планов сноса деревянного дома на улице Ленина. Впрочем, став депутатом, Равик Михайлович уже не проявлял к этой «деревяшке», прозванной в народе «равиковским равелином», никакого интереса (впоследствии дом сгорел, а на его месте построен офис компании «Шексна»). И немудрено, ведь в Москве он стал большой шишкой, зам. председателя комиссии Верховного Совета по вопросам возрождения культуры, языка, национальных традиций и охраны исторического наследия. Мы видели его по телевизору то рядом с Хасбулатовым, то с Руцким, то с самим Ельциным. Впрочем, и Череповец Смирнов не забывал. Якобы по его инициативе 14 октября к туристическому причалу у Соборной горки пришвартовался большой (трехпалубный) белый теплоход с участниками культурноэкологической акции «Возрождение». Судя по репортажам нашей газеты, актеры Виталий Соломин, Маргарита Терехова, вдова поэта Даниила Андреева — Алла Александровна, члены редколлегии журнала «Москва» и прочие столичные авторитеты сошли на череповецкую пристань, как миссионеры на Берег Слоновой Кости. Кроме пустых прилавков они увидели производственный дым, уличную грязь, горластых экологов, которые под предводительством журналиста «Речи» и депутата горсовета Самуила Фонберштейна предрекали городу природоохранный апокалипсис и вымирание. На встречи же с мастерами культуры приходило всего пятьшесть человек. В связи с этим научный руководитель «Возрождения» Олег Генисарецкий вспомнил притчу о сельском священнике, которого однажды спросили: «Что вы сделаете, если на службу никто не придет?» Батюшка ответил: «Я буду петь ангелам».
Сергей Бегляк, обозреватель газеты «Речь»
№159(22074)
24.08.2007
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →