От практиканта до специалиста
Совместный проект газеты «Речь» и студенческой газеты Students’ Press
Газета «Речь» продолжает совместный проект со студенческой газетой ЧГУ Students’ Press под названием «Первые шаги». Его цель — рассказать о проблемах и способах трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Сегодня мы расскажем о том, как помогает университет устроиться на работу своим студентам — будущим специалистам.
Практика является одной из важных составляющих обучения для студентов. Именно этот официальный рабочий месяц (столько длится производственная практика) — обычно в середине лета на четвертом курсе — позволяет им понять, хотят они трудиться по своей специальности или нет.
Столкнувшись с реалиями рабочей действительности, многие студенты заранее «отказываются» от выбранной профессии и доучиваются последний курс, просто чтобы получить диплом. Причина? Обычно руководители практики на предприятии не доверяют практиканту какуюлибо важную работу, поэтому студентам приходится прибираться в шкафах, переписывать старые документы и заниматься прочими второстепенными делами. Что, естественно, создает неправильное представление о будущей профессии.
Хуже, когда практиканты сталкиваются с неожидаемыми нагрузками. Как, например, Екатерина, студентка ЧГУ, специальность «Русская филология»:
— Я проходила педагогическую практику в 19й школе. Проводила уроки русского языка и литературы, попробовала себя в роли классного руководителя. За мной был закреплен 6а класс. Признаюсь, когда я первый раз увидела свой класс, у меня было ощущение легкого шока. У меня нет опыта общения с детьми такого возраста. Я была весьма удивлена их поведением. Дисциплина в классе оставляла желать лучшего. Дети мне казались неуправляемыми, а мысль о том, что я у них буду вести уроки, пугала. При более близком знакомстве с классом мне удалось найти с ними контакт. Я поняла, что все зависит от преподавателя. На любых детей можно повлиять, можно добиться того, чтобы дисциплина в классе держалась. Мои ученики увидели во мне педагога и восприняли меня так, как нужно. Практика для меня прошла очень интересно. У меня масса положительных впечатлений. Я получила хороший жизненный опыт, ведь не такто просто найти подход к детям! Правда, работать в школу после института я не пойду. Вопервых, по финансовым причинам; вовторых, дети требуют больших эмоциональных затрат. Я не готова к этому. Работать с детьми, конечно, интересно, но тяжело.
Лишь немногим везет с практикой. Обычно лучшие места находят для себя сами студенты. Поскольку университет может предложить, вопервых, ограниченное число временных рабочих мест, а вовторых, предложение может не устроить студента.
Главное на практике, по мнению прошедших ее, — хорошо зарекомендовать себя, стараться выполнять любую работу на «отлично» и проявлять искренний интерес к своему делу. Тогда руководитель практики напишет приличные рекомендации, с помощью которых студент, став выпускником, сможет найти достойное место работы или вернуться на место практики уже в качестве сотрудника организации.
Мы опросили 517 выпускников ЧГУ 2007 года из 1500, обучавшихся по 20 специальностям из 38.
Результаты таковы. После прохождения практики больше всего рекомендаций получили выпускники новой специальности ЧГУ «Мировая экономика» — 42 %. По специальности трудоустроились 60 %.
На втором месте по числу хорошо зарекомендовавших себя студентов специальность «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» — 26,3 %, трудоустроились по специальности 38,5 %. А третье место занимают теплоэнергетики: 21,2 % рекомендованы, трудоустроены по специальности 38,5 %.
Худший показатель у выпускников специальности «Психология»: только 1,6 % получили рекомендации после прохождения практики.
По статистике отдела маркетинга ЧГУ, который отслеживает трудоустройство выпускников, в целом до 70 % окончивших вуз работают по специальности.
Рассмотрим несколько случаев трудоустройства студентов после прохождения практики.
Анастасия, выпускница ЧГУ, специальность «Педагогика и методика дошкольного образования»:
— Студентки нашей специальности проходят педагогическую практику в детских садах города с 5 марта по 15 апреля. Практика мне понравилась, правда, иногда было сложно. Сначала трудно было добиться, чтобы дети воспринимали тебя как педагога. Но со временем у меня получилось сделать это. Еще одна сложность — проведение занятий с детьми. Теория, которую мы изучали в институте, — это одно, а практика — абсолютно другое. К этому «другому» надо суметь приспособиться. Кроме занятий, мы почти каждый день проводили мероприятия. Однажды мы с одногруппницами проводили «Экологический КВН» для детей и их родителей. Мы, практикантки, исполняли роли лесных персонажей. У нас были интересные костюмы, сценарий мы составляли сами. Дети решали ребусы, отгадывали загадки, участвовали в музыкальных конкурсах. Конечно же, мы наградили их сладкими призами. Кстати, на практике мы работали по сменам. Первая смена начинается в 7.00, в группе мы должны быть уже в 6.45. Представляете, как рано приходилось вставать! Мне еще повезло: мой детский сад находится в пяти минутах ходьбы от дома. Некоторым же моим одногруппницам приходилось добираться из одного района в другой. Вторая смена длится с 13.00 до 19.00. Надо сказать, что одним девочкам нравилось работать утром, потому что потом целый день свободен. Другие предпочитали работать во вторую смену, чтобы можно было выспаться. Лично мне было все равно, в какую смену работать; главное — получать удовольствие от того, что ты делаешь. Во время прохождения практики я убедилась, что не зря выбрала факультет «Педагогика и методика дошкольного образования». Мне очень нравится работать с детьми. После окончания института я попросилась работать в этот детский сад, и мне не отказали. Теперь я — воспитатель.
Елена, бывшая студентка ЧГУ, специальность «Менеджмент организации»:
— Я отрабатывала практику в школе. И почти сразу получила предложение преподавать экономику. Вот уже три года я обучаю детей. И не только экономике, а также черчению и рисованию, ведь настоящий менеджер — мастер на все руки. Я не жалею, что устроилась в школу. Если бы не институт, не знаю, смогла ли бы я найти работу. Ведь если у тебя нет стажа, все двери для тебя как для работника закрыты.
Сергей, выпускник ЧГУ, специальность «Экономика и управление на предприятии», проходил практику в одном из банков нашего города. Он настолько хорошо зарекомендовал себя, что его сразу пригласили на работу.
Вместе с тем большинство работодателей не считает практику опытом работы, и при трудоустройстве она не учитывается, поэтому студенты стараются заранее найти себе место работы.
Еще один шанс найти достойную работу — это встречи с представителями кадровых служб предприятий города, которые проводятся почти в каждом университете. В результате таких встреч выясняется потребность города в тех или иных специалистах, а также рассматриваются возможности трудоустройства выпускников.
Неля Чистякова, Надежда Темралеева
№154(22069)
17.08.2007
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →