10 августа 2007 года. 08:16

Преодоление непреодолимого

Окончание. Начало в № 144
Состоялся очередной этап трофи­рейда «Вологодчина. Медвежий угол», в ходе которого организатор экспедиции, председатель международного «Гелендвагенклуба» Александр Кузнецов, его соратники и единомышленники из Минска, Вологды и Москвы, а также корреспондент «Речи», преодолев сотни километров по бездорожью на внедорожниках, достигли крайней северной точки области. В прошлую пятницу мы опубликовали начало отчета нашего журналиста об экспедиции. Сегодня — окончание рассказа.

Следующая точка нашего маршрута — побережье Онежского озера в Республике Карелия, где решено было организовать ночевку. Однако туда еще предстояло добраться. А последние километры перед озером стали, пожалуй, самыми экстремальными за всю экспедицию.

Мало того, что, судя по карте, дорога к берегу пролегала через болотистую местность, — в самом ее начале предстояло еще и преодолеть вброд какой­то безымянный ручей. На деле этот ручей оказался вздувшейся после дождей речкой, шириной в месте брода, обозначенного колеями от тракторов и грузовиков, около 12 — 15 метров.

Необходимо было проверить дно, установить глубину и наиболее подходящую траекторию форсирования реки. Без лишних слов все это проделал штурман экспедиции. Олег прямо как был — в камуфлированном костюме и кроссовках — пешком форсировал болотную речку, определяя по пути все неровности дна и его качество. Глубина реки достигала 80 — 90 см, а дно оказалось достаточно крепким, но чуть правее — омут. Поэтому пересекать реку решили наискосок с выходом на крутой и глинистый берег.

Первым пошел более легкий и испытанный в преодолении подобных препятствий кабриолет, управляемый Александром Кузнецовым. Осторожно, слегка переваливаясь на ухабах, «гелик» вошел в воду и, разгоняя едва не перекатывавшую через капот волну, уверенно достиг противоположного берега.

Вскарабкавшись примерно до середины подъема, «гелик» замер, удерживаемый тормозами на крутой и скользкой поверхности берега.

Дальше предстояло работать бортовой лебедкой. Размотали трос и «залебедились» за крепкую елку, стоявшую прямо по курсу. Лебедка заработала, трос натянулся, и машина медленно, но уверенно поползла вверх. Через пару метров пришлось поменять направление, так как более удобный для подъема путь здесь уходил направо. То, что он был перегорожен толстым стволом упавшего дерева, особой проблемы не представляло: пять минут оглушительного визга маленькой бензопилы, и дорога свободна.

«Перелебедившись» в нужном направлении, машина на натянутом тросе продолжила движение по крутому берегу. А еще через пару метров «гелик» смог завершить подъем «своими колесами».

Теперь настала очередь более тяжелого «пуха» идти вброд. И габариты, и масса машины тут же дали о себе знать. Едва колеса внедорожника погрузились в воду, как его стало стаскивать вправо, в омут. И вновь на помощь пришел штурман. Нащупывая ногами путь по дну, то и дело давая команды сидящему за рулем Сергею, Олег буквально вытащил «пуха» на крепкую почву. И вскоре массивный внедорожник уже месил колесами вязкую глину, взбираясь на крутой противоположный берег.

И вновь разматывается лебедка. Роль опоры на этот раз выполнил закрепившийся на берегу кабриолет, а трос лебедки, закрепленный через блок на бампере «пуха», вытащил машину в нужном направлении.

Подъем и завтрак были такими же оперативными, как ужин и отбой. Едва солнце осветило вершины елей, палатки, вещи и мусор были собраны, а машины и участники рейда готовы тронуться в путь к горе Атлеке.

Атлека — самая высокая точка Андомской возвышенности на северной границе Вологодской области и в самой высокой своей точке достигает 237 метров над уровнем океана. Однако главная «заслуга» Атлеки в том, что это одна из трех точек мира, являющихся водоразделами трех океанов. В окрестностях этой горы в каких­то шести­семи километрах друг от друга протекают три реки, воды которых в конечном итоге попадают в Северный Ледовитый, Атлантический океаны и в Каспийское море. Еще две подобные точки сегодня находятся в Северной Америке и Турции.

Судя по показаниям навигатора, нам необходимо было вернуться в Вологодскую область, к поселку Октябрьское, а оттуда, поменяв направление, около 100 км пробираться назад по грунтовке в сторону самой горы.

Однако путь пришлось прервать уже в 30 километрах за Октябрьским, в поселке лесорубов Тикачево. Обозначенная на карте в этом местечке автозаправка оказалась раскуроченной еще несколько лет назад. И хотя горючего в баках вроде было еще достаточно, от покорения Атлеки пришлось отказаться.

Как удалось узнать у тикачевских лесозаготовителей, путь к горе, лишь зимой доступный трелевочникам и мощным лесовозам, лежал по заросшим и заболоченным просекам.

Болота и лесные завалы мы уже преодолевали, но при таком продвижении и без того большой у внедорожников расход топлива увеличивается максимально. И по нашим расчетам, «горючки» могло хватить только на дорогу в одну сторону. Поэтому покорение Атлеки решено было отложить на будущий год, снарядив отдельную экспедицию.

От подножия Атлеки наш караван двинулся в Вытегру, чтобы накануне Дня Военно­морского флота посетить ста­вшую музеем дизельную субмарину. Вытегра, расположенная на берегах Волго­Балтийской и Северо­Двинской водных систем, имеет выход к Атлантике и Арктике. А потому лодка, когда­то бороздившая моря этих океанов, вписалась в вытегорский ландшафт вполне гармонично.

Наползавшись по гладким бортам и мудреным внутренностям субмарины, мы были готовы к достижению очередных труднодоступных точек. А таковыми были Андомский мыс Онежского озера, где мы намеревались расположиться на ночлег, и водопад Падун, посещение которого запланировали на воскресенье.

В Вытегре к нам присоединился еще один участник — Александр из Москвы, также член «Гелендвагенклуба». Правда, вместо привычного «гелика» он прибыл за рулем «гражданской» «Тойоты Лендкрузер», серьезных препят­ствий для которой по пути на Андомский мыс и к водопаду не предвиделось.

Наш караван покинул Вытегру, а достигнув местечка Остров, свернул на северо­запад и, преодолев около сотни километров, оказался прямо на знаменитом мысу. Надо отметить, что Андомский мыс с его высоким и крутым берегом напоминает приморский утес. А уходящая на север и заканчивающаяся мысом Муромский дугообразная коса образует залив, похожий на круглую морскую бухту. В начале этой дуги, проехав часть пути прямо по воде озера, мы и остановились на последнюю ночевку.

С достижением самой северной точки Вологодчины — подножия Атлеки — задача третьего этапа экспедиции была выполнена. Впереди оставалось посещение единственного на Вологодчине настоящего действующего водопада Падун, достичь которого, как мы сверились с картой, особого труда не составляло. Поэтому мы решили на последней стоянке заодно и отдохнуть, и отметить завершение нашей экспедиции.

Вдоволь накупавшись в Онеге, изучив брошенные на берегу старые пробитые баркасы и соорудив праздничный ужин, все мы расположились у костра. По этому поводу даже отыскались бутылочка хорошего вина «от московских друзей» и доброе ирландское Jameson, прихваченное все тем же запасливым и предусмотрительным штурманом Олегом. После нескольких тостов и задушевного обсуждения нюансов прошедшей экспедиции Александр Кузнецов вручил ее участникам фирменные футболки с символикой трофи­рейда. А в довершение наш предусмотрительный москвич достал из недр багажного отсека «Лендкрузера» приличную батарею фейерверка, и призрачную в темноте гладь Онеги озарили гроздья салюта…

Теплым воскресным утром наши машины двинулись в обратный путь. Миновав в очередной раз Вытегру, наш караван по вполне цивильной трассе без приключений добрался до местечка Сперово, неподалеку от которого протекает не по­вологодски бурная речка Тягажма. На этой берущей начало в приозерных болотах стремнине и располагается единственный на Вологодчине водопад.

Дорога вскоре кончилась, и последние пару километров до гремучей вытегорской достопримечательности нам пришлось проделать пешком по лесной тропе. Водопад услышали издалека: сначала звук был похож на шепот, по мере приближения он превратился в грохот и стал для нас чем­то вроде естественного компаса. А когда между плотно обступившими русло деревьями показалась бурно мчащаяся вода, нашему взору открылся и сам легендарный Падун. Полутораметровые камни порогов не в силах сдержать стремительное течение, заставляли воду бурным потоком низвергаться с небольшой высоты и с удвоенной силой бежать дальше. Налюбовавшись зрелищем и ополоснув руки в холодной стремительной воде, мы со спокойной совестью отправились назад в Череповец.

Пора в гараж. Отдыхать, зализывать легкие раны и готовиться к очередному путешествию по Вологодчине.

Олег цветков
№149(22064)
10.08.2007

Источник: Газета «Речь»