10 августа 2007 года. 08:16

Служение Богу в условиях ремонта

На следующей неделе Воскресенский собор откроет для прихожан центральный вход, временно закрытый в связи с ремонтом храма. И хотя основная часть работ еще впереди, собор будет продолжать работу в обычном режиме.
Воскресенский собор построен в 1756 году. Это самое старое каменное здание Череповца и единственная монастырская постройка, сохранившаяся до наших дней. Стоит собор в древнейшей части города, при слиянии рек Шексны и Ягорбы. В советское время здание использовалось под склад, прачечную, слесарную мастерскую. Во время войны в помещении храма ремонтировали авиационные двигатели. Храм был возвращен церкви в 1946 году, а с 1947 года в нем начали вести службы.

Как рассказал нам протоиерей Алексий Алин, настоятель Архиерейского Воскресенского подворья, проблемы начались с того, что в левом приделе алтарной части, освященном в честь святого пророка и Предтечи Господня Иоанна, стал осыпаться потолок, даже упал большой кусок штукатурки. Хорошо, что произошло это, когда никого в приделе не было, — обо­шлось без пострадавших.

— Стали выяснять причины и готовиться к ремонту, рассказывает отец Алексий. — Приехала из Санкт­Петербурга комиссия, был произведен осмотр здания и его помещений. Проверка показала, что самое старое каменное здание Череповца, памятник архитектуры находится в полуаварийном состоянии. Визуально отметили, что практически по всем аркам пошли трещины. А когда стали выяснять причины, оказалось, что все дело в фундаменте храма. Он бутовый — сделан из цельных природных камней, не связанных между собой раствором. От времени и нагрузки камни стали разъезжаться, а из­за нарушения фундамента пошли трещины вдоль стен. Поэтому сначала надо было восстановить фундамент по всему периметру и укрепить стены.

Реставрационные работы сами по себе очень сложные и дорогие, а потому необходимо было изыскать средства на столь глобальный ремонт и найти специалистов для его проведения. Основным подрядчиком на работы стала организация из Санкт­Петербурга «Подземстройрекон­струкция», уже имеющая соответству­ющий опыт. Работы решено было вести на средства подворья. Кроме того, оказало помощь ОАО «Северсталь», выделив полтора миллиона рублей.

Храмы нашими предками строились на века. И практически все каменные соборы того времени имеют бутовые фундаменты, но не требуют ремонта и поныне. В чем же причина того, что камни в основании нашего собора вдруг стали разъезжаться?

— После революции здание храма было реквизировано и многие годы использовалось не по назначению, — рассказывает Алексий Алин. — Башенки и купола с собора вообще были убраны. Видимо, в период размещения в стенах собора завода по ремонту авиадвигателей для транспортировки внутрь здания какого­то габаритного оборудования в стене, как раз где находится придел, была пробита большая дыра. Также были нарушены перетяжки на многих окнах, не позволявшие кон­струкциям арок расходиться. Словом, причин для постепенного разрушения здания было очень много. В 1946 году, когда храм уже был возвращен церкви, дыру в стене заложили современным кирпичом, а позже восстановили и башенки с куполами. И теперь предстоит огромный объем работ по восстановлению крепости конструкций храма — практически от фундамента до потолка. Наверное, сегодня только кровля не требует какого­либо ремонта.

Ремонт начался в январе этого года с обрушающегося придела. Для укрепления его стен и потолка петербуржцы сверлили отверстия и вгоняли туда раствор, который под большим давлением заполнял полости, образовавшиеся между кирпичами. Однако основной проблемой оставался и остается расползающийся фундамент. Для его укрепления специалистами из Санкт­Петербурга была сделана обвязка из арматуры. В камнях фундамента сверлили сквозные отверстия, в них протягивали арматуру. Затем по технологии необходимо было с обеих сторон укрепить обвязанный фундамент бетоном. С наружной стороны здания заливка уже завершена почти по всему периметру — сейчас рабочие заканчивают ее в районе центрального входа в собор.

С внутренней стороны здания заливка фундамента сделана пока лишь в приделе, где пол пришлось вскрывать не только из­за ремонта фундамента, но и для замены находящегося там бойлера. После детального обследования здания и его оборудования выяснилось, что капитального ремонта требуют и отопительная система, и практически все оконные перекрытия, и электрокоммуникации.

Сейчас работники череповецкого «Сантехстроя» уже установили новый бойлер и отремонтировали систему отопления. Теперь необходимо заливку фундамента бетоном с внутренней стороны здания продолжить по всему периметру. А это весьма сложно: вдоль стен центральной части храма придется вскрывать декоративную плитку пола, делать защитные короба, чтобы во время работы не мешать прихожанам и не повредить внутреннюю обстановку собора. Ведь во время ремонта работа храма не должна прекращаться. Все службы будут проходить как обычно.

Кроме перечисленного предстоят еще покраска и побелка, которыми будут заниматься отделочники из «Доменстроя». Кстати, и такие, казалось бы, обыденные работы здесь достаточно проблематичны. Например, в некоторых местах на наружных стенах собора обнаружился весьма трудновыводимый грибок; без излечения от него краска и штукатурка будут дер­жаться не более одного сезона.

Также предстоят работы по благоустройству территории. Как рассказал отец Алексий, после завершения заливки фундамента и последующего его выравнивания по внешнему периметру здания, высота его со стороны Соборной горки увеличится, а потому необходимо будет поднимать и выравнивать с этой стороны всю площадку у храма, делать подсыпку. После этого территория вокруг здания будет выкладываться декоративной плиткой. Требует обновление и сусальное золото на куполах.

Словом, работ еще очень много, как и затрат. К примеру, только укрепление фундамента петербуржцы оценили в 4 млн рублей. И сегодня Архиерейское Воскресенское подворье серьезно озабочено финансовой стороной дела. К тому же, как выяснилось совсем недавно, череповецкое подворье оказалось в подвешенном состоянии: по каким­то неизвестным причинам оно не числится ни в местном, ни в федеральном реестрах, а потому не может выступать в качестве финансово самостоятельной единицы. Поэтому, по словам Алексия Алина, сейчас ведется работа по оформлению всех необходимых документов, чтобы впо­следствии подворье могло рассчитывать на выделение целевых средств по одной из федеральных программ. Ведь судя по табличке на храме, Воскресенский собор официально признан архитектурно­историче­ским памятником федерального значения.

Олег Цветков
№149(22064)
10.08.2007

Источник: Газета «Речь»