Застолбили «макушку Земли»
Так глубоко наш флаг еще не погружался — 4301 метр под уровнем моря
В минувшую пятницу батискафы «Мир» установили на дне океана в районе Северного полюса флаг России. Он символизирует ее притязания на участок шельфа между полюсом, Мурманском и Чукоткой. Как заявил руководитель экспедиции, вицеспикер Госдумы Артур Чилингаров, Россия таким образом напомнила всему миру, что она является великой полярной державой. Чилингарова и его экспедицию поздравлял по телефону лично президент Путин. В тот же день претензии на Арктику предъявили США, Канада, Дания и Швеция. Установку российского флага они считают «простым шоу», не имеющим юридической силы, и готовят собственные экспедиции. На кону сотни миллиардов тонн нефти и газа. Поэтому раздел Арктики может начаться раньше, чем иссякнут «сухие» месторождения и глобальное потепление растопит полярные льды.
Очевиден объективный интерес любой страны, особенно претендующей на статус мировой державы, к арктическому шельфу. Морское дно Северного Ледовитого океана является настоящей углеводородной кладовой. По экспертным оценкам, там находится четверть мировых запасов нефти и газа (9 — 10 млрд тонн условного топлива). В этих же широтах проходит основная транспортная магистраль Арктики — Северный морской путь. Еще в первой половине прошлого века весь Северный Ледовитый океан был условно поделен на пять неравных по площади секторов, принадлежавших соответственно СССР, США, Канаде, Дании и Норвегии. Но в 1997 году правопреемница Советского Союза — Российская Федерация — подписала Международную конвенцию по морскому праву, разработанную 15 годами ранее, в 1982 году. Согласно этому документу экономическая зона государства — акватория, на которую распространяется суверенитет данной страны, не должна превышать 200 морских миль (370 километров) от берега, где государство имеет право вести разведку и добычу полезных ископаемых и давать другим странам право на эту деятельность. Поэтому сейчас наши партнеры по Арктике считают большую часть бывшего советского сектора со всеми его запасами «ничьей землей» — точнее, ничьим дном. Однако та же конвенция 1982 года делает исключение из общего правила: если государство докажет, что его континентальный шельф выходит за пределы 200мильной зоны, оно имеет право расширить границы. Для этого необходимо представить доказательства своей правоты в специальную комиссию ООН. Шесть лет назад Россия уже подавала подобную заявку, но тогда комиссия сочла аргументы недостаточно доказательными. Теперь Москва хочет подвести под свои претензии более солидную базу. Ситуация осложняется тем, что США, обладающая своей долей арктического шельфа, вообще не ратифицировала ту самую Международную конвенцию по морскому праву и формально может действовать в одностороннем порядке.
Поставив титановый флаг, батискафы «Мир» с трудом нашли полынью для выхода на поверхность. Доказать, что подводный хребет Ломоносова является продолжением Сибирской континентальной платформы, будет намного труднее. И не только потому, что эта работа по затратам сопоставима с нацпроектами. Какими бы железными ни были аргументы российских геофизиков, Запад постарается их опровергнуть, иначе Конвенция ООН по морскому праву позволит России распоряжаться «арктическим Ближним Востоком» единолично. «Сейчас не ХV век. Вы не можете просто идти по миру, расставлять флаги и говорить: «Это наша территория, — заявил в пятницу глава МИД Канады Питер Маккей. — Вопрос о суверенитете в Арктике — это не вопрос. Это наша страна. Это наша собственность. Это наше море. Арктика — канадская». В таком же духе, хотя и мягче, высказались США. По словам представителя Госдепа Тома Кейси, русский флаг не является юридическим аргументом, а спорные хребты имеют океаническое происхождение и, «следовательно, не являются частью континентального шельфа какоголибо государства».
Впрочем, Соединенные Штаты показали, что не собираются тратить время на словесную войну, и срочно организовали собственную полярную экспедицию. Уже в понедельник, через 72 часа после удачного всплытия российских батискафов, из порта в Сиэтле вышел тяжелый ледокол «Хили». Правда, американцы заявляют, что готовили арктический поход ледокола уже давно и с исследованиями России он никак не связан. Тем не менее Вашингтон не скрывает целей экспедиции — они фактически те же, что и у России. Согласно специальному докладу национального совета по научным исследованиям США, это «усиление присутствия на границах Ледовитого океана», а также «расширение экономических зон и противодействие притязаниям других арктических государств». Примечательно также, что через несколько часов после установки российского флага в Северном Ледовитом океане Комитет Сената по торговле, науке и транспорту утвердил законопроект о выделении 8,2 млрд долларов береговой охране. Этот род войск США будет изучать Арктику и отстаивать претензии страны на богатства региона. В рамках законопроекта предполагается строительство двух новых ледоколов в дополнение к двум действующим («Хили» и «Полярное море») и модернизация третьего — «Полярной звезды». Кроме того, численность береговой охраны будет увеличена до 45 тысяч человек.
Тем временем и парламент Канады объявил о выделении 7,5 млрд долларов на строительство арктических патрульных кораблей. Кроме того, на август запланирована шведскодатская экспедиция ледокола «Оден». Ее участники будут выяснять, не принадлежит ли хребет Ломоносова к шельфу Гренландии. Весь этот арктический ажиотаж подстегивается западными средствами массовой информации. «Гигантский скачок для Кремля, большая головная боль для человечества», «Полярный империализм», «Мир должен отвергнуть российский подводный захват земель» — с такими заголовками вышли на этой неделе только ведущие британские газеты.
По мнению большинства экспертов, настоящий раздел Арктики стартует только лет через двадцать, когда споры начнутся уже не за шельф, а за конкретные месторождения, и не только с Россией. Ведь разногласия в Арктике есть и между другими странами. На тот же хребет Ломоносова помимо России претендуют и Дания, и Канада. Некоторые считают, что он вулканического происхождения. Россия пытается доказать, что это континентальная структура, более того — продолжение российского континентального шельфа. А Дания пытается доказать, что это продолжение гренландского шельфа, ради чего и снаряжает свою экспедицию. Осенью должны состояться российскодатские переговоры, на которых обе стороны обменяются результатами. Что касается американцев, то у них пока, в отличие от России, есть одно препятствие: они не ратифицировали конвенцию ООН по морскому праву. Именно в рамках этого документа Россия намерена отстаивать свое право на шельф. Впрочем, ратификация конвенции Соединенными Штатами является лишь вопросом времени, после чего арктический спор может затянуться на десятилетия, причем он будет проходить на фоне нескольких важных факторов, добавляющих ему остроты. Вопервых, это сокращение добычи нефти в мире. Вовторых, вызванное глобальным потеплением таяние арктических льдов и разработка новых технологий сделает реальной добычу полезных ископаемых на полярных месторождениях, которые раньше казались недосягаемыми.
Однако «арктические войны» могут вспыхнуть и раньше, считает политолог Дмитрий Евстафьев. «Если Штаты увязнут на Ближнем Востоке, а демократы начнут демонтировать наследие Буша, ресурсов быстро действовать в Арктике у них не будет, — считает он. — Тогда они будут тянуть время и втягивать нас в разные комиссии. Но если они уйдут из Ирака, на рынке нефти возникнет стратегическая неопределенность, а Центральной Азии и Каспия на всех не хватит, тогда США смогут утвердить в Арктике свой статус глобального регулятора энергопоставок».
Впрочем, британская The Times считает, что «ледовая» война уже началась. «Битва за ценные залежи полезных ископаемых в Арктике не только затянется на несколько десятилетий, — предрекает авторитетная газета, — но и будет происходить при температурах ниже минус сорока по Цельсию, в условиях снежных бурь, которые прохватывают до костей, и круглосуточной зимней тьмы. И трюковое погружение подводных аппаратов, осуществленное российскими исследователями, которые намерены застолбить в Арктике заявку Москвы, резко подстегнуло усилия международного сообщества по защите и управлению регионом. Политические власти Северного полушария внезапно столкнулись с необходимостью проведения напряженных переговоров о том, кому что достанется на богатой нефтью и газом приполярной территории площадью в две Франции».
Сергей Бегляк
№149(22064)
10.08.2007
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →