На дне бутылки
Сбор пустой тары превратился в хорошо организованный и вполне приличный бизнес
Теплая летняя погода приводит к тому, что, несмотря на всевозможные законодательные запреты, граждане до позднего вечера гуляют по городу и многие при этом употребляют. Как правило, пиво. Или слабоалкогольные коктейли. Пустая тара вываливается из наших городских урн, объем которых рассчитан разве что на использованные транспортные билетики. Бутылки и банки валяются на газонах. И это не страшно, потому что целую тару подберут люди, которые кормятся на этом людском пороке — желании выпить, причем на улице. Хуже, когда молодежь начинает бить пустые бутылки от дурацкой удали. Потому что время, когда денежка от сданной посуды составляла небольшую, но приятную часть семейного бюджета, для большинства давно прошло и забылось. Кто сегодня сдает бутылки и сколько на этом можно заработать, выясняла «Речь» с помощью студентовпрактикантов факультета журналистики УРАО Анны Малышевой и Анастасии Векшиной.
Пункт приема на Советском проспекте. Вместе с нами к нему подошла бабулька в стареньком сером плаще и таком же невзрачном платочке на голове, в обеих руках — по большому набитому пакету. Поздоровалась с приемщицей как со старой знакомой и без лишних слов стала извлекать бутылки — добычу, собранную на городских тротуарах и в урнах. Не осведомляясь о цене, выставила в два ряда тару, разогнулась, все так же молча, протянула руку за заработком — 20 рублей примерно за 30 бутылок — и отправилась за очередной партией.
— Это хорошее подспорье к пенсии, она у меня маленькая — на внуков совсем не хватает, а радовать их чемто хоть иногда хочется, — объяснила свое занятие старушка.
А вот приемщица к беседе оказалась совсем не склонна. Будучи в весьма нетрезвом состоянии, на все наши вопросы она отвечала ненормативной лексикой.
Гораздо более дружелюбно нас принял приемный пункт, расположенный на Октябрьском проспекте. Приемщица предоставила нам полный ценовой расклад на товар.
Итак, самая дешевая тара — бутылки изпод водки, коньяка, виски, мартини. Плата за них составляет всего 10 копеек. В этом же ряду алюминиевые банки: за большую можно выручить 15 копеек, за маленькую — пять. Первые места в рейтинге занимают пивные бутылки, из которых самые ценные — из темного и зеленого стекла.
«Ярпиво», «Балтика» (№№ 2, 3, 4, 5, 7) и «Кулер» (№№ 6, 8) — 70 коп.
«Туборг», «Клинское» (из темного стекла) — 50 коп.
«Бочкарев», «Охота» — 20 коп.
«Невское», «Клинское» (из светлого стекла) — 10 коп.
Женщина рассказала, что все пункты по приему тары в городе принадлежат двум разным владельцам.
— А куда они отвозят тару, я точно не знаю. Думаю, в Москву или СанктПетербург, — стараясь скрыть зевоту, приемщица продолжила беседу с нами. Оживилась, когда мы поинтересовались контингентом клиентов.
— Он напрямую зависит от района, где находится пункт. На «фанере» и в Индустриальном районе, ближе к заводу, стеклотару приходят сдавать в основном бомжи, пьяницы. Во всех районах часто наведываются пенсионеры, подрабатывающие сбором посуды. А здесь, в Зашекснинском, часто появляются даже состоятельные люди. Бывает, что приезжают на джипах и выгружают бутылки мешками. Наверно, после гулянки за городом или с дачи. А дети сейчас приходят очень редко, не как раньше.
Размер выручки работника пункта приема посуды зависит от сезона. Наиболее прибыльно работать летом, когда «горожане в больших количествах потребляют алкогольные и газированные напитки», и осенью, когда «дачники сдают всю тару, накопившуюся за время летнего отдыха».
— Зарплата у нас может быть разной. Она выдается раз в неделю и в целом зависит от количества принятых бутылок. Постоянная сумма, которая выплачивается в любом случае, — 2000 рублей в неделю. Остальное — премиальные. В хороший месяц можно заработать и 18 тысяч рублей!
18 тысяч? Хм, впечатляет… Видимо, бизнес «на таре» — это теперь серьезно. Чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение, мы занялись поиском предпринимателей, которые содержат приемные пункты. В управлении городской экономики и торговли нам сообщили, что в Череповце таким видом бизнеса занимаются три предпринимателя. «Справка» выдала телефон только одного оптового склада.
Весь антураж нашей встречи с исполнительным директором фирмы, владеющей этим складом, свидетельствовал скорее о верности нашего предположения. Евгений Валентинович, как представился директор, назначил встречу в их офисе: мол, «не в моих правилах вести такие разговоры по телефону, тем более что у меня сейчас дела». Подъехал в условленное время и, не теряя ни секунды, прошел к своему рабочему месту. Второй его фразой после «здравствуйте» было: «Задавайте вопросы, у меня на вас только пять — семь минут, больше не могу, потому что очень много дел».
С первых же вопросов выяснилось, что эта фирма является единственным на СевероЗападе официальным поставщиком тары для пивоваренной компании «Балтика». «В прошлом году мы выиграли тендер на поставки», — не без гордости отметил Евгений Валентинович.
Во владении фирмы находится около десяти официально зарегистрированных пунктов по приему пустой тары. Но функционируют сейчас не все, что прямым образом связано с самым больным для этого вида бизнеса вопросом — кадровым.
— Есть категория людей, которые плохо относятся к своим трудовым обязанностям, тем более когда бытует стойкое мнение, что прием посуды — это удел бомжей и пьяниц. Хотелось бы убедить горожан, что это не так. От таких людей мы избавляемся, у нас существует строгая система наказаний за дисциплинарные нарушения, и пьянок на рабочих местах нет. Сейчас у нас работают семь женщин, они неплохо выглядят, нормально зарабатывают.
— Правду ли говорят приемщицы посуды, что они могут зарабатывать до 18 тыс. рублей в месяц?
Собеседник задумчиво хмыкнул:
— Преувеличивают, но зарплаты на самом деле нормальные. Минимум — 200 рублей в день. Плюс премия в размере 20 % от зарплаты.
Помимо собственных пунктов, у этой фирмы имеются сторонние источники сбора стеклотары: ее склад ежедневно пополняют шесть городских поставщиков, которые владеют одним или несколькими пунктами приема. Но принимается от них не вся посуда, а только та, которая предназначена под продукцию компании «Балтика» (помимо собственно пива «Балтика», это и ряд других марок). Если в числе бутылок, которые собраны силами своих пунктов, имеются непригодные для пивоваров, то они сдаются на стеклобой на соответствующие заводы.
Собранная на складе стеклотара обрабатывается и отправляется на завод компании «Балтика». Обработка заключается в формировании паллет.
— Паллета — так называется конструкция. На поддон устанавливаются пять — семь рядов бутылок по двести в каждом, бутылки накрываются сверху картонкой, и все это крепится пленками и лентами. На конструкцию наклеивается ярлык с указанием вида продукции. На пивзаводе бутылки моются. Грязные бутылки, содержащие внутри чтото вроде окурков, мы не принимаем. Даже стеклобойные заводы не принимают очень грязную тару.
План поставок товара на пивзавод каждый месяц меняется. В июле, к примеру, надо было поставить 500 тысяч бутылок, а в августе требуется 700 тысяч. Судя по отчету фирмы за вчерашний день, план выполняется даже с превышением. 9 августа на оптовый склад фирмы поступило более 37 тысяч бутылок изпод «балтийской» продукции (в лидерах — «Балтика» № 3). И более 13 тысяч алюминиевых банок. «Жестянки», кстати, на складе прессуются и отправляются на другой завод — металлоперерабатывающий.
Сравнивая отчетность фирмы за два года, текущий и прошлый, Евгений Валентинович отмечает, что стеклянной посуды, пригодной для поставок на пивоваренный завод, стало меньше. Такая тенденция, по его словам, сложилась по двум основным причинам. Первая заключается в том, что постоянно меняется ассортимент посуды и большинство бутылок идет на бой. Вовторых, стекло все настойчивее вытесняют пластиковые бутылки и алюминиевые банки.
При этом бутылки год от года дешевеют.
— Потому что год от года возрастают затраты: электроэнергия, аренда, транспорт и прочее, — пояснил Евгений Валентинович.
А вот о цене, по которой фирма сдает бутылки на завод, он умолчал, сославшись на коммерческую тайну. В заключение попросил: «Не распугайте, пожалуйста, своим материалом наши потенциальные кадры. Не хватает их!»
Антонина Воинова, специалист управления городской экономики и торговли мэрии Череповца:
— Раньше разрешения на размещение уличных пунктов приема стеклопосуды выдавало управление торговли, теперь этим занимается земельная комиссия, которая еженедельно собирается в управлении архитектуры и градостроительства мэрии. В этом году три предпринимателя получили разрешения на организацию 24 пунктов приема (в общей сложности). На сегодня работают не все пункты. Мы регулярно их проверяем. По заявлениям жильцов, которые жаловались на то, что там собираются нетрезвые граждане и шумят, закрыто два пункта. И в отношении владельца одного пункта выдано предписание о закрытии, причины те же. Конечно, жалобы жильцов мы проверяем и реагируем на них. Но я, как специалист, считаю, что безоглядно закрывать эти пункты нельзя, на данный момент они в нашем городе необходимы, востребованы. Посуду сдают малоимущие слои населения. Они не пьющие — просто получают маленькую зарплату. Сдать бутылки для них — значит купить лишнюю буханку хлеба. Вовторых, собирая бутылки и банки, они трудятся на благо города. Люди часто выбрасывают бутылки из машин, из окон квартир, оставляют на тротуарах, газонах, и получается, что те, кто их собирает, выполняют функцию «санитаров» города. Да, нормы и правила требуют, чтобы пункты приема стеклотары размещались в стационарных помещениях, в удалении от жилых домов. Но пока город до этого уровня не дошел. Постепенно мы будем переводить пункты, которые соответствуют требованиям, в стационарные помещения.
Татьяна Тихонова
№149(22064)
10.08.2007
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →