Осторожно: лоси!
На загородных трассах Череповца все чаще происходят аварии с участием диких животных. Страдают как сами животные, так и люди
Лось — это не только ценный мех, но и полноправный участник дорожного движения. В этом с начала года убедились уже несколько десятков череповчан, которые на загородных трассах сбивали машиной сохатого. Такие аварии относятся к категории наиболее опасных и редко обходятся без пострадавших и даже погибших. Кроме того, водитель, сбивший лося, вступает в непростые отношения с законом: он обязан компенсировать ущерб, который может составить несколько десятков тысяч рублей — именно во столько сегодня оценивается жизнь, вернее, мясо животного. Животное же, как правило, ведет себя на проезжей части настолько непредсказуемо и появляется в настолько неожиданных местах, что увернуться от него практически невозможно.
О лосях и прочей живности на дорогах опытные и не очень водители могут рассказать, наверное, сотни историй. Многие видели лосей и кабанов, некоторые в них чуть не врезались, а ктото — врезался и испытал на себе все последствия.
— Ехали с пассажиркой по питерской трассе в сторону Вологды, — рассказывает водитель, не пожелавший назвать свое имя, но предоставивший нам снимки своей машины после столкновения с лосем (см. фото). — В пяти километрах от нашей развязки я на пассажирку загляделся, потом едва на дорогу посмотрел — откуда ни возьмись — он. Лось. Машина в мясо, я отделался порезами, рост небольшой только и спас. Потом в прокуратуре объяснялись, что и как произошло. Теперь на этом месте знак стоит «Осторожно: лоси!». А автомобиль продать пришлось в таком виде, всегото полгода машине было, новую ведь брал…
Отдельной статистики по сбитым на загородных трассах животным не ведется: в сводках ГИБДД такие аварии проходят как «иной вид ДТП», однако, по словам специалистов, количество подобных происшествий с начала этого года исчисляется уже десятками. Причем тенденция — по субъективным, правда, оценкам — к увеличению.
Главный участник «животных» ДТП в Вологодской области — лось. Реже кабаны, лисицы, коровы и прочая дикая и домашняя живность. По словам зам. череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Алексея Шарагина, в «лосином» отношении особенно опасны первые 20 км автодороги Череповец — Сергиев Посад: именно здесь происходит большинство аварий, с которыми потом разбирается прокуратура.
Как сообщили «Речи» в отделении организации дорожного движения череповецкого отдела ГИБДД, на этой автодороге на участке до Гаютина (зона ответственности нашей автоинспекции) насчитывает в сумме три дорожных знака 1.24 «Перегон скота» и 1.25 «Дикие животные» — все они установлены как раз на протяжении первых 20 км и имеют зоны действия от 300 метров до 6 километров. На федеральной трассе Вологда — Новая Ладога столкновения с лосями также регулярны, однако точной привязки к местности здесь нет. На участке с 100 по 197 километры (опять же речь идет о зоне ответственности череповецкой ГИБДД: примерно от границы Шекснинского района до Лентьева) стоит почти десяток названных выше знаков.
При установке «животных» дорожных знаков учитывается все: начиная с соответствующих аварий и заканчивая традиционными путями миграции лосей или расположением сельских хозяйств (в случае с коровами). Однако и тут есть свои нюансы.
— Эти знаки стоят испокон веков, а миграционные пути животных постоянно меняются, — объясняет начальник череповецкого межрайонного отдела Россельхознадзора по Вологодской области Мераб Степанов. — Гусь, например, может пять лет летать на юг одним путем, а потом появляется, как мы говорим, фактор беспокойства, и путь меняется. Таких факторов огромное количество. С лосями то же самое. Они могут появиться в любом месте трассы, которого вы не предугадаете, и знак здесь — не панацея.
Почему наиболее распространены столкновения именно с лосями, хотя наши леса традиционно богаты и кабанами, и лисицами, и зайцами? Все дело, как говорят охотники, в биологической структуре вида. Лось — существо по природе мигрирующее. Мигрируют лоси ежегодно, с севера на юг. Как уже было сказано, есть постоянные (иногда очень древние) и непостоянные пути миграции, но каким бы ни был этот путь, в любом случае лось должен перебежать через какуюлибо трассу, а скорее всего, через несколько. Кабаны, лисицы и зайцы ведут куда более «оседлый» образ жизни и могут спокойно кормиться в одном месте несколько лет. Что же касается коров, то не последнюю роль в уменьшении их количества на дорогах сыграл развал сельских хозяйств и резкое уменьшение поголовья скота.
Пик лосиной аварийности приходится на лето, весну и осень. Осенью все вроде понятно: наступают холода, лоси остаются без привычного корма и идут в поисках лучших условий существования. Летом же и весной все сложнее. По словам специалистов, размножаются лоси весной; как только у лосихи появляется новый лосенок, она «отталкивает» от себя того, который родился прошлой весной. «Этот годовалый лосенок оказывается сам по себе, без опыта лесной жизни. И начинает ходить везде, например, в поисках пищи, в том числе через дороги», — поясняет Мераб Степанов.
Есть и еще один фактор, влекущий лосей на проезжую часть, — соляной раствор, которым по зиме поливают трассы дорожники. Лось нуждается в минералах и слизывает соль с асфальта.
Особенность поведения лосей на дороге заключается в их непредсказуемости. Они имеют свойство неожиданно выпрыгивать из леса прямо под колеса автомобилей. Не последнюю роль здесь играет степень благоустройства придорожных территорий: если обочины очищены от деревьев и кустов, то и водитель видит лося, и лось видит машины. Опытные охотники знают: лось очень осторожно ведет себя на открытых пространствах. Если он замечает перед собой территорию без деревьев, то замедляет бег и оглядывается по сторонам. Если же лось видит лес позади и лес впереди, то он не раздумывая перебегает небольшой заасфальтированный отрезок, разделяющий лесополосы. Кстати, зимой «лосиных» аварий случается меньше не только по причине низкой миграционной активности животных: сохатые просто «буксуют» в снежных сугробах у обочин дороги, и их скорость уменьшается.
Последствия аварий с участием лосей, как уже было сказано, обычно очень тяжелые. «Бывали и смертельные для водителей случаи», — вспоминает начальник отделения организации дорожного движения ГИБДД Дмитрий Мурашкин. По словам инспекторов, легковой автомобиль как бы срезает лося с ног, туша при этом падает прямо на лобовое стекло. Лось умирает в большинстве случаев.
— После того как случилось ДТП, ветеринар дает свое заключение о том, пригодно ли мясо лося для потребления человеком, — рассказывает Алексей Шарагин. — Если оно пригодно, то мясо направляется в торговую сеть для реализации, а водитель платит 5 тыс. рублей за причиненный охотфонду ущерб. Если же мясо не пригодно (так бывает практически при всех серьезных авариях), с водителя взыскивается и его стоимость. Она рассчитывается исходя из того, что вес лося составляет 170 кг — это фиксированная цифра. Рыночная цена килограмма лосиного мяса составляет 120 — 130 рублей, то есть в итоге получается более 20 тыс. рублей. Водитель платит деньги, а мясо идет, например, на корм собакам в городской питомник.
При этом не имеет значения, сбил водитель лося в зоне действия знака «Дикие животные» или вне его (см. комментарий адвоката). В случае если под автомобиль попадает не дикое животное, а например, корова, ущерб причиняется ее владельцу. Здесь нет ни «штрафов», ни оценок мяса. Взыскать ущерб с водителя сможет лишь владелец коровы: либо в добровольном, либо в судебном порядке. Таковых прецедентов прокурорские работники не припомнят.
Комментирует адвокат Вадим Пустовалов:
— Отношения с животными на дороге регламентируются, вопервых, пунктом 10.1 Правил дорожного движения, который гласит: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
Если происходит ДТП с участием лося, вступает в действие ст. 1079 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих». Так как автомобиль — источник повышенной опасности, его владелец обязан возместить вред, причиненный таковым источником. В нашем случае — компенсировать стоимость лося независимо от того, был он сбит в зоне действия знака или вне ее. Ситуация аналогична ситуации со сбитым пешеходом: пешеход может идти вне перехода, но если водитель его собьет, то будет признана обоюдная вина (опять же на основании п. 10.1 Правил дорожного движения) и водитель будет компенсировать затраты на лечение пострадавшего. Владелец машины, причинившей вред, согласно ГК РФ может быть освобожден от его компенсации в двух случаях: если он докажет, что вред был причинен вследствие действия непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Умысел потерпевшего в случае, если речь идет о человеке, — это попытка покончить жизнь самоубийством, бросившись под колеса. У лося никакого умысла быть не может. Остается только непреодолимая сила, под которой понимаются природные катаклизмы: наводнения, пожары, землетрясения и так далее. Если таковые катаклизмы не оказали влияния в момент ДТП, то водитель, как гласит закон, обязан компенсировать стоимость сбитого лося по установленным расценкам.
Андрей Ненастьев
№149(22064)
10.08.2007
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →